Промышленность в мировом хозяйстве. Значение легкой промышленности в мире экономики. Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве

География промышленности - отрасль экономической географии, изучающая размещение промышленного производства, его факторы и закономерности, условия и особенности развития и размещения промышленности в различных странах и районах.

Для географии промышленности наиболее существенны следующие важные особенности промышленного производства:

  • чёткое и далеко идущее членение на отрасли, число которых беспрерывно увеличивается, особенно в период современной научно-технической революции;
  • исключительная сложность производственно-технологических и экономических связей, обусловленная многогранностью типов промышленных предприятий;
  • многообразие форм общественной организации производства (комбинирование, специализация, кооперирование);
  • образование локальных и районных производственно-территориальных сочетаний (в социалистических условиях планомерное, преимущественно в форме комплексов);
  • высокая степень производственной и территориальной концентрации (из всех видов материального производства промышленность наименее равномерно распространена по территории земли), связанная с необходимостью определённых условий для данного вида производства (наличие сырья, энергии, кадров, потребность в продукции, благоприятное экономико-географическое положение, обеспеченность инфраструктурой и т.д.).

Промышленность (от рус. промышлять, промысел) – совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов. В географии рассматривается как отрасль хозяйства.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. Добывающей.
  2. Обрабатывающей.

С XIX века промышленность является основой развития общества. И хотя сегодня примерно лишь один из шести работающих трудится в промышленности, это все равно много – примерно 17%. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.

В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы: старые, новые и новейшие отрасли.

Старые отрасли промышленности: каменноугольная, железорудная, металлургическая, текстильная, судостроения.

Новые отрасли промышленности: автомобилестроение, алюминиевая промышленность, производство пластмасс.

Новейшие отрасли промышленности (возникли в эпоху НТР): микроэлектроника, атомное и аэрокосмическое производство, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность, роботостроение.

В настоящее время возрастает роль новых и новейших отраслей промышленного производства. Страны-лидеры по общему объему промышленного производства: США, Китай, Индия, Германия, Бразилия, Россия, Япония, Франция, Индонезия, Австралия, Италия и др.

Промышленность природного газа

К 1990 г. в лидеры добычи вышла Восточная Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Западной Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.

Угольная промышленность

Уголь добывают более чем в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн.т. в год добывают 11 стран - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).

Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.

Импортёры - Япония, Западная Европа.

Нефтяная промышленность

Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.

Электроэнергетика мира

Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. А значение её в эпоху НТР, особенно по мере развития электронизации и комплексной автоматизации особенно велико.

Свыше 100млрд киловатт в час вырабатывается в 13 странах - США, России, Японии, Германии, Канаде, Италии, Польше, Норвегии и Индии.

По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидерами являются: Норвегия (29 тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11 тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2 тыс. кВт. ч.

Металлургическая промышленность мира

Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).

На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в мировой экономике.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира

Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.Главными импортерами древесины являются - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели

Лёгкая промышленность мира

Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:

  • первичная переработка сырья;
  • текстильная промышленность;
  • швейная промышленность;
  • обувная промышленность.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение

Машиностроение является одной из старых отраслей промышленности. Но по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, до сих пор, занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.

Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.

Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.

СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.

Химическая промышленность мира

Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:

  1. Зарубежная Европа (лидирует Германия);
  2. Северная Америка (США);
  3. Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
  4. СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

В современных условиях жизни трудно переоценить роль химической промышленности. Медицина и здравоохранение, тяжелое и легкое машиностроение, бытовая химия, мебельное производство, пищевая промышленность и все новейшие наукоемкие отрасли в той или иной степени зависят от производства химической продукции.

Физико-механические процессы, аптекарское дело и предшественник химии - алхимия не могли равносильно влиять на экономику и общество в целом, как это делает химическая отрасль. Без изучения химического состава и природы вещей были невозможны сложные многоэтапные реакции. Равноценно, как и создание синтетических и полимерных материалов, востребованных на сегодняшний день в ряде ведущих отраслей мировой и отечественной экономики.

Основные направления, которые включает в себя химическая промышленность:

  • разграничение отраслей химического производства;
  • добыча и производство сырья для дальнейшей промышленной переработки;
  • создание и модернизация специфических основных фондов для предприятий данной отрасли.

Современное многообразие отраслей химии

Химическая отрасль наравне с микроэлектроникой и наноразработками не стоит на месте и постоянно совершенствуется. На сегодня открыто более 90 подотраслей и направлений использования химической продукции.

В мировой практике принято выделять 3 основные группы химического производства:

  • базовые химикаты: производство различных полимеров, минеральных удобрений, каучука, смол и синтетических материалов;
  • перерабатывающая химия: лакокрасочные материалы, фармацевтические препараты, фотохимические, резина, различные химреактивы;
  • полупродуктовые: широкий ассортимент продукции органической и неорганической химии.

При этом не каждое производство, даже включающее элементы химии, может относиться к химическому. Хозяйственная деятельность химического предприятия, как правило:

  • затратоемкая и энергоемкая;
  • капиталоемкая и ресурсоемкая;
  • имеет небольшой штат высококвалифицированных сотрудников;
  • порождает и активно внедряет НИОКР;
  • имеет устойчивое сильное влияние на экосистемы и биологическую среду в целом;
  • ориентирована на массовое производство;
  • имеет налаженные и протяженные логистические пути;
  • взаимодействует практически со всеми сферами промышленности и потребления.

Синтез углеводородов и производство полимеров составляют третью часть мирового производства химических веществ. Сюда же относится нефтехимия, которая получает основу сырья из смежных отраслей - добычи нефти и газа. Потребление основного сырья не превышает 4-6%.

Полученные пластмассы и синтетические смолы в дальнейшем направляются на производство химического волокна, различных деталей и конструкций мебельной промышленности, машиностроения, тонкого приборостроения, оборудования для строительных нужд или же направляются на следующую технологическую стадию химического производства. Все вещества условно делятся на термопластичные и термореактивные, причем первые активно завоевывают рынок, тогда как вторые практически вышли из употребления.

Трудно переоценить роль химической промышленности в машиностроении, в том числе транспортном. Ежегодно в мире производится около миллиарда автомобильных покрышек и шин.

Химические каучуки обладают большей морозоустойчивостью, теплоемкостью, низкой воспламеняемостью сравнительно с природными.

В сельском хозяйстве по всему миру активно используются фосфатные, азотные и калийные удобрения, повышающие урожайность и определенные физико-химические и визуальные характеристики продуктов. Химические удобрения по-прежнему являются объектом бурных научных споров, однако очевидно, что совсем обойтись без них в нынешних природно-климатических и сложившихся демографических условиях невозможно.

Опасность возникновения новых заболевания упрочнили роль химической промышленности в фармацевтики и медицине как таковой. Бактерии и вирусы за долгие годы эволюции научились быстро адаптироваться в агрессивной среде, не говоря уже о врожденных патологиях. Жизни миллионов людей в развитых и, особенно, в развивающихся странах зависят от успеха в разработке новейших химических препаратов и технологий.

Производство лакокрасочных материалов востребовано во многих отраслях, в первую очередь - строительстве и машиностроении. Последними разработками в данном направлении стали экологически чистые краски, безопасные во время отделочно-строительных работ и в дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.

Основные фонды химического производства

Помимо универсальных фондов, таких как мебель, здания, складские помещения, долгосрочные биологические активы, химическая промышленность, в отличие от других отраслей, не может обходиться без специфического оборудования.

Для каждой стадии свои машины, агрегаты и установки - для добычи, первичной и вторичной переработки, синтеза, конвейерного производства, упаковки и транспортировки.

Предприятие может заниматься исключительно производством высокоточного химического оборудования или же конструировать агрегаты исключительно для собственных нужд.

«Химия - 2016»

Выставка ХИМИЯ, посвященная химической промышленности и всему, что с ней связано, традиционно будет проходить в Экспоцентре. Участники и гости мероприятия познакомятся с хроникой выставок, начиная 1965 г., лидерами химической сферы, а также смогут поучаствовать или побыть зрителями увлекательных химических опытов.

Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность (включает:

■ получение электроэнергии;

■ все отрасли горнодобывающей промышленности;

■ лесозаготовку, лесные промыслы;

■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.

Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.

Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.

Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).

Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Угольная промышленность Места добычи - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира
Роль

- обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке - Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС - в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.
АЭС - во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия - одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
Cостав - две отрасли: черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира.
Факторы размещения:

Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали - Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 - 2%) - меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды - энергоемкое производство - алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).

Наибольшее развитие - Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы - на привозном сырье.
По выплавке меди лидируют - Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия - Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения - сырьевой фактор.

Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить - Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё - джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
первичная переработка сырья;
текстильная промышленность;
швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место - производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных - Россия, Италия.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Главные отрасли - электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения :
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:

  • Для горнохимической - природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился крахом Lehmann Brothers. Эксперты составили свой прогноз развития основных отраслей мировой промышленности на ближайшие десятилетия

Лондон. 15 июля. FINMARKET.RU - 150 лет назад, в XIX веке, центр промышленного производства переместился из Китая в Великобританию. В последние 25 лет все вернулось на свои места: промышленное производство вернулось в развивающиеся страны. В это же время появились новые отрасли промышленности: прорыв произошел в биотехнологиях, информационных технологиях и в других направлениях.

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился в 2008 году крахом Lehmann Brothers. В Chatham House - одном из самых известных британских аналитических центров - подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед. Эксперты также детально проанализировали состояние трех ключевых отраслей мировой промышленности - авиа- и автомобилестроения и фармацевтики - и торговли.

Четыре тенденции мировой промышленности: производство становится сложнее и перемещается в развивающиеся страны

  • Доля промышленности все меньше. Доля промышленности в мировом ВВП сокращается уже несколько лет подряд. В развитых странах на сектор услуг приходится все большая доля. Но доля промышленности упала в выпуске Африки и Латинской Америки.
  • В Азии доля промышленности в ВВП постоянна. Но эта стабильность иллюзорна: в Японии она снизилась, а в Китае - выросла. При этом в Индии и Южной Корее она мало изменилась.
  • При этом во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.
  • Доля промышленности в ВВП начала расти только после завершения глобального кризиса. Тогда в развитых странах начались дебаты о сокращении финансового сектора и новой промышленной политике.

Доля промышленности в мировом ВВП сокращается

  • Производство уходит в развивающиеся страны . 15 лет назад на долю развивающихся стран приходилось лишь 20% добавленной стоимости в промышленности, сегодня - уже треть. При этом промышленность в развивающихся странах продолжает расти.
  • Настоящей звездой стал Китай: в 2000 году он был самым крупным производителем в трех отраслях - табачной, текстильной и производстве товаров из кожи. 10 лет спустя Китай стал лидером в производстве одежды, изделий из резины и пластика, металлургии, электрического оборудования и машин. В 2011 году он перегнал США как промышленный производитель номер один в мире.

На развивающиеся страны приходится все больше добавленной стоимости в промышленности

  • Промышленность становится все сложнее. Еще одна важная тенденция - вторжение промышленных технологий в новые отрасли, вроде IT. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах, где, практически, не осталось фабрик по производству обуви или одежды.
  • В развивающихся странах росли все отрасли производства: текстильная, производство металлов и оборудования, медицинской техники. Эти товары производились как для внутреннего пользования, так и на экспорт.
  • Мир зависит от ТНК. На этот же период пришелся рост значения транснациональных корпораций. Во многом из-за их инвестиций в развивающие страны. С помощью этих инвестиций передается не только капитал как таковой, но и технологии, и способы ведения бизнеса. Все больше транснациональных корпораций появляются в развивающихся странах.

Рост спроса в развивающихся странах и демография меняют лицо мировой промышленности

Спрос меняет промышленность: старое и богатое население земли хочет совсем других товаров

  • Рост промышленности в том или ином регионе, в первую очередь, зависит от внутреннего спроса. К 2020 году, согласно оценке ООН, наиболее быстро будет расти население наименее развитых стран мира.
  • Также на потребление повлияет процесс старения населения: это происходит повсеместно, но с разной скоростью и с разного старта. Кроме того, на потребление влияют сокращение размера домохозяйств и урбанизация.
  • Рост доходов на душу населения в развивающихся странах будет быстрее, чем в развитых. К 2020 году именно на развивающиеся придется 3/4 роста покупательской способности в мире. Доля Китая и Индии в этом росте составит 43%.

Потребление в мире будет расти за счет развивающихся стран

  • Эластичность спроса по доходам также меняется в зависимости от сектора и уровня развития страны: когда уровень доходов низкий, их рост приводит к росту потребления товаров первой необходимости - еды, одежды и других. По мере роста доходов все чаще покупаются более дорогие товары вроде бытовой техники. Именно поэтому их производство растет.
  • В мире стремительно растет средний класс: в ближайшие восемь лет в странах вырастут группы населения с доходами $5-10 тыс и $10-20 тыс. - к 2020 году их будет на 650 млн больше. 2/3 этого роста придется на Индию и Китай. Новый средний класс будет активно тратить. Это приведет к росту спроса на автомобили и самолеты, ведь люди будут чаще путешествовать.
  • В развитых странах после кризиса население будет тратить неохотно. Но все же ему придется увеличить расходы на здравоохранение из-за старения населения.

Мировой средний класс растет

  • Изменят мировую промышленность и новые вкусы потребителей: жители развивающихся стран перенимают западные ценности. Мировые бренды формируют спрос на новые товар. Примеры уже можно найти в Китае: там стремительно растет потребление кофе и шоколада. В развивающихся странах все большее значение имеют бренды и мода.

Предложение: все зависит от рынка труда

  • Главный фактор на рынке труда - это наличие рабочей силы. В этом смысле выиграют развивающиеся страны: именно в них в ближайшие годы будет расти возрастная группа 15-59 лет. Всего в мире эта возрастная группа пополнится на 450 млн человек, 120 млн из которых будет жить в Индии. В Китае их доля не изменится.
  • Это уже бьет по конкурентоспособности Китая: зарплаты на побережье растут быстрее производительности труда. С 2005 по 2010 года средняя зарплата в Китае росла на 19% в год против 5% в США.
  • Это связано не только с нехваткой рабочей силы, но и с изменением экономической модели Китая: экономика двигается в сторону потребления и производства более сложной продукции. В итоге, промышленность перемешается вглубь страны и в другие бедные страны, например, Вьетнам, Индию, Бангладеш и Индонезию.

В Китае зарплаты растут слишком быстро

  • В развитых странах с этим еще какое-то время будут проблемы: банки и компании боятся вкладывать деньги, а у правительств их нет. А вот в развивающимся мире достаточно сбережений для инвестиций.
  • Кроме того, на будущее промышленности влияет технический прогресс: инновации активно происходят в компьютерной сфере, биотехнологиях, генной инженерии. 3d-принтеры обещают изменить лицо мировой промышленности. Все это может привести к появлению новых отраслей.

Многое зависит от политики, которую проводят правительства, например, в сфере управления обменными курсами, стимулирования экспорта, субсидий для инвестиций и других областях.

Яркий пример такой политики - это последний кризис. Тогда правительства потратили миллиарды долларов на поддержку банков и финансовой системы. В США правительство помогло автомобильным компаниям.

Авиастроение: пока на рынке господствуют США и Европа, но их влияние падает

  • Лидерами в секторе являются Европа и США. Их главенству угрожают, главным образом, Канада и Бразилия, которые также начали развивать свое авиастроение.
  • Некоторые страны уже строят аналогичные планы. Среди них Южная Африка и Индонезия, которые уже предприняли несколько попыток увеличить долю на рынке, но пока безрезультатно.
  • Свои планы по экспансии есть у Японии, Китая, Индии и России. Преуспел в их реализации Китай, активно заключающий контакты с европейскими и американскими компаниями, которые в обмен на технологии получают доступ на рынок внутренних авиаперевозок.
  • Американским и европейским компаниям волей-неволей придется переносить производственные мощности в Азию, чтобы сохранить преимущества и быть ближе к рынку сбыта.
  • Снижение конкурентоспособности в авиастроение больно ударит по экономике Европы и США. Авиасектор - один из немногих, торговый баланс США по которым положительный. В 2011 году он принес стране профицит в $55 млрд. Профицит ЕС по торговому счету по этому сектору составляет $34 млрд. Сектор обеспечивает обеим экономикам стабильную занятость.

Спрос на самолеты будет расти

Автомобилестроение: рост обеспечат развивающиеся страны

Автомобильной промышленности принадлежит ключевая роль в технологическом, социальном и политическом развитие планеты в XX веке. В мире в создание автомобилей вовлечено 90 миллионов человек - 5% всей мировой рабочей силы.

Если автомобилестроение было бы отдельной страной, то она входила бы в десятку самых крупных экономик мира. Каждое дополнительное созданное рабочее место в автомобилестроение приводит к созданию пяти дополнительных рабочих мест в смежных секторах.

  • В мире автомобили производят 40 стран. Однако создавать новые модели могут далеко не все.
  • Развивающиеся страны все быстрее становятся главными производителями. Причем сложно объяснить, почему это происходит: влияет и рост спроса на автомобили, и дешевизна их производства.
  • В 2006-2008 годах в мире производили рекордное количество автомобилей - 70 млн штук в год. В 2009 году, после кризиса их производство упало до 62 млн штук - примерно столько же производилось в 2003-2004 годах. Но уже в 2012 году был побит новый рекорд - 84 млн.
  • За последнее десятилетие отрасль росла на 3% в год. При этом доля США и Японии, на которые приходилось 38% мирового производства автомобилей в 2001 году, снизилась до 21% в 2011 году.
  • В 2009 году Китай обошел Японию по производству автомобилей, а уже через год он производил в два раза больше, чем сосед.
  • В 2009 году развивающиеся страны производили больше автомобилей, чем тройка - Япония, Северная Америка и Западная Европа. С 2001 по 2011 годы доля развивающихся стран в производстве автомобилей выросла с 27% до 57%. Доля стран БРИК за тот же период выросла с 11% до 34%.
  • К 2020 году в мире будет производится 100 млн автомобилей. Продажи будут расти на 2,5-3,5% в год. Главный вклад в рост внесет Азия.

Развитые страны проигрывают битву за автомобилестроение

Фармацевтика: вперед к новым бизнес-моделям

В последние десятилетия прошлого века в фармацевтике произошла настоящая революция: стало легче открывать новые лекарства, общественный спрос на продукты здравоохранения вырос, а многие страны начали инвестировать в системы здравоохранения. Однако в последние годы в этой модели начали появляться серьезные проблемы.

  • Лекарства-"блокбастеры", на которых зарабатывали многие компании, оказались не по карману многим системам здравоохранения и больным людям. Появились вопросы, почему лекарства так дорого стоят.
  • Фармацевтические компании пытались оправдать это высоким качеством продукции. Но для клиентов важна цена.
  • При этом растет производство дженериков: когда патенты заканчиваются, появляется множество копий лекарства. Это сокращает прибыль брендов.
  • Компаниям становится невыгодно вкладывать в новые продукты: разработать их сложно, а требования к качеству и безопасности растут.
  • В итоге, снижается прибыль компаний, а в секторе начинается консолидация. Фармацевтическую отрасль ждет серьезная трансформация.
  • Тем не менее, в ближайшие годы сектор будет расти быстрее, чем мировая экономика. Во многом за счета азиатских стран, где рост среднего класса увеличит спрос на лекарства.

Получить одобрение на производство лекарства все сложнее

Рост сектора серьезно замедлился

Торговля: будущее за крупными торговыми центрами

Розничная торговля также полностью изменится: в развитых странах продажи падают в результате экономического кризиса, а в развивающихся структура продаж меняется благодаря росту доходов и урбанизации.

  • Розничные продажи могут принять множество разновидностей - от продаж в интернете или в современных торговых центрах до базаров.
  • В развивающихся странах все большей популярностью пользуются современные торговые центры, а в развитых странах - магазины шаговой доступности.
  • Развитие отрасли зависит от уровня жизни в развивающихся странах, особенно в Китае и Азии.
  • В 2008 году на долю Северной Америки и Европы в розничной торговли приходилось 53%, но к 2014 году их доля снизится до 43%. Их доля будет лишь немногим выше доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • По мере того, как жители развивающихся стран богатеют, их потребительские привычки будут походить на потребительские привычки жителей развитых стран. Богатые домохозяйства все чаще будут тратиться на различные товары роскоши и развлечений. Расходы на продукты питания будут расти медленнее.
  • Помимо роста доходов на потреблении скажется также старение населения и повышение уровня образования.
  • В будущем будет расти рыночная доля супер- и гипермаркетов. Некоторые сферы розничной торговли, например, потребление аудио и видеопродукции переместится в интернет.
  • В целом магазины в развивающихся странах быстро позаимствуют опыт и практики у конкурентов из развитых стран. Многие торговые сети из развивающихся стран попробуют проводить экспансию. Но глобальная экспансия ритейлеров пока затруднительна.

Розничная торговля будет расти за счет развивающихся стран