Промежуточная финансовая отчетность и пбу 4 99. Новое в бухгалтерском учёте. III. Изменение учетной политики

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

Кафедра финансов и кредита

Тема: «Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99»

Выполнил Сухоцкая Н.В

Проверил

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99 4

2. Сравнение отчета о движении денежных средств по МСФО (IAS) 7

3. Список использованной литературы 9

1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99

В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".

В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях в собственном капитале;

Отчет о движении денежных средств;

Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.

Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках;

Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Пояснительной записки.

Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.

Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.

МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.

МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.

Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.

Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.

Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.

МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.

Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).

В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.

Определение понятий "долгосрочные" и "краткосрочные" применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:

"Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные".

При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.

МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.

Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе

Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68)

Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20)

(a) Основные средства

Основные средства

(b) Инвестиционное имущество

Доходные вложения в
материальные ценности

(c) Нематериальные активы

Нематериальные активы

(f) Финансовые активы (кроме
(e), (h), (i))

Долгосрочные и краткосрочные

(e) Инвестиции, учтенные по методу участия

финансовые вложения

(g) Запасы

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям

(h) Торговая и прочая дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность

(i) Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства

(j) Торговая и прочая
кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы

(k) Оценочные обязательства

Краткосрочные и долгосрочные заемные

(l) Финансовые обязательства (кроме (j), (k))

средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

(m) Обязательства и активы
по текущим налоговым платежам

Задолженность перед бюджетом и
государственными внебюджетными фондами

(n) Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

(o) Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала

(p) Выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного
капитала материнской компании

Капитал и резервы

Список использованной литературы

    Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

    Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
(ФБОУ ВПО «СПГУВК»)

Реферат по дисциплине «МСБУ»

На тему: «Сравнение ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 8»

Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание:

Введение

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) все основательнее входят в нашу жизнь в отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в России не соответствует МСФО, и переход к МСФО – это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, на сегодняшний день остается туманным и не до конца понятным.
Идея МСФО заключается в том, чтобы сделать сопоставимой отчетность компаний разных стран.
Следует учитывать, что при переходе на МСФО последствия для компании могут стать как положительными, так и отрицательными. В качестве положительных аспектов можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности компании и как следствие - облегчение доступа к международным рынкам капитала.
Финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить не только финансовое положение и результаты деятельности компании, но и качество работы менеджмента компании в целях принятия экономически оправданных решений. В западной экономике основными пользователями отчетности публичных компаний являются существующие и потенциальные инвесторы. В России в настоящее время основная группа заинтересованных пользователей состоит из банков, финансирующих деятельность организаций, и акционеров, которые требуют точной и надежной информации, отражающей экономическую сущность деятельности компании.
МСФО имеют важное значение, а исследование вопросов их применения в российской учетной теории и практике для гармонизации принципов и правил является актуальным.

I. Основные понятия и определения

Таблица 1. Основные понятия и определения
Наименование
РСБУ
МСФО
Комментарий
Определение учетной политики
Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. п.2 ПБУ 1/08).
Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. (см. п.5 МСФО 8)
Определение учетной политики, представленное в МСФО, аналогично определению, данному в РСБУ. Отличие заключается в том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета.
Существен-ность
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности организации (см. п.17 ПБУ 1/08).
Искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного пропуска или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого (см. п. 5 МСФО 8).

Определение существенности также содержится в Принципах подготовки финансовой отчетности.

Существенность в МСФО определена как самостоятельный критерий, в российских правилах существенность определяется применительно к раскрытию способов ведения бухгалтерского учета.
В РСБУ указан возможный количественный критерий существенности. Указанный критерий не является обязательным и должен рассматриваться в контексте общего похода к определению существенности.
Ошибки предшествую-щего периода
Ошибки предшествующего периода – это неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажения данных, представленных в финансовой отчетности за прошлый отчетный год (см. п.11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).
Ошибки предшествующего периода - это пропуски и неверные данные в финансовой отчетности организации за один или более предшествующих периода, которые происходят вследствие игнорирования или не правильного использования надежной информации, которая была доступна и должна была быть получена и принята в расчет при подготовке и представлению финансовой отчетности на момент ее утверждения к выпуску (см. п. 5 МСФО 8).
По существу используемых определений различия отсутствуют. Но в отличие от РСБУ, в МСФО дано более подробное определение.

II. Подходы к формированию учетной политики

Таблица 2. Подходы к формированию учетной политики
Наименование
РСБУ
МСФО
Комментарий
Допущение имуществен-ной обособлен-ности
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.5 ПБУ 1/08).
В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации.
Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам.
Требование приоритета содержания перед формой
Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.6 ПБУ 1/08).
Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
На уровне общих положений различий нет. В то же время, порядок отражения хозяйственных операций, закрепленных в ПБУ, в ряде случаев приводит к нарушению требования приоритета содержания перед формой.
Требование непротиворе-чивости
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.6 ПБУ 1/08).
Требование непротиворечивости в МСФО не определено.
Отсутствие в МСФО определения требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.
Существен-ность при применении учетной политики
Учтенная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (п.6 ПБУ 1/08).
Пунктом 8 МСФО 8 установлено, что положения учетной политики не следует применять, когда воздействие их применения несущественно. Однако, не следует допускать или оставлять без внимания и несущественные отступления от МСФО, допущенные с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации.
Допущение о неприменении положений учетной политики реализовано в РСБУ косвенно, путем требования соблюдения принципа рациональности при формировании учетной политики и, соответственно, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

III. Изменение учетной политики

Таблица 3. Изменение учетной политики
Наименование
РСБУ
МСФО
Комментарий
Основания изменения учетной политики
Согласно п.10 ПБУ1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Согласно п. 14 МСФО 8 изменения в учетной политике допускаются только в случаях, когда они обусловлены требованиями конкретного стандарта МСФО или Толкованием, либо приводят к лучшему (более надежному) представлению информации в финансовой отчетности.
Требования РСБУ к изменению учетной политики, по сути, повторяют перечисленные в МСФО основания, однако с одним добавлением: в соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики допустимо при существенном изменении условий деятельности.
Обстоятель-ства, которые не являются изменениями учетной политики
Согласно п.10 ПБУ1/08 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Согласно п.16 МСФО 8 не являются изменениями учетной политики:
- применение учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые отличаются по существу от ранее происходивших;
-применение новой учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее или были несущественными.
Различий нет.
Дата вступления в силу изменений учетной политики
Изменение учетной политики производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (см. п. 12 ПБУ1/08).
Порядок вступления в силу изменений учетной политики МСФО не установлен.
В МСФО, в отличии от РСБУ не содержатся прямых указаний на порядок вступления в силу изменений учетной политики. МСФО не запрещает применять изменения учетной политики в течение финансового года, при условии корректировки данных за отчетный период и сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды.

IV. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок

Таблица 4. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок
Наименование
РСБУ
МСФО

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

Кафедра финансов и кредита

Тема: «Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99»

Выполнил Сухоцкая Н.В

Проверил

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99 4

2. Сравнение отчета о движении денежных средств по МСФО (IAS) 7

3. Список использованной литературы 9

1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99

В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".

В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях в собственном капитале;

Отчет о движении денежных средств;

Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.

Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках;

Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Пояснительной записки.

Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.

Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.

МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.

МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.

Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.

Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.

Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.

МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.

Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).

В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.

Определение понятий "долгосрочные" и "краткосрочные" применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:

"Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные".

При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.

МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.

Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе

Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68)

Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20)

(a) Основные средства

Основные средства

(b) Инвестиционное имущество

Доходные вложения в
материальные ценности

(c) Нематериальные активы

Нематериальные активы

(f) Финансовые активы (кроме
(e), (h), (i))

Долгосрочные и краткосрочные

(e) Инвестиции, учтенные по методу участия

финансовые вложения

(g) Запасы

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям

(h) Торговая и прочая дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность

(i) Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства

(j) Торговая и прочая
кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы

(k) Оценочные обязательства

Краткосрочные и долгосрочные заемные

(l) Финансовые обязательства (кроме (j), (k))

средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

(m) Обязательства и активы
по текущим налоговым платежам

Задолженность перед бюджетом и
государственными внебюджетными фондами

(n) Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

(o) Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала

(p) Выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного
капитала материнской компании

Капитал и резервы

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н
  4. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н
  5. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 29.12.2006 г.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99

В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств».

В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:

Отчет о финансовом положении;

Отчет о совокупном доходе;

Отчет об изменениях в собственном капитале;

Отчет о движении денежных средств;

Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.

Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают «рекомендуемые формы» отчетности.

Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.

МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.

МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.

Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.

Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.

Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.

МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.

Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).

В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.

Определение понятий «долгосрочные» и «краткосрочные» применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:

«Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные».

При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.

МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.

Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе

Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68)

Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20)

Основные средства

Основные средства

Инвестиционное имущество

Доходные вложения в
материальные ценности

Нематериальные активы

Нематериальные активы

Финансовые активы (кроме (инвестиций, учтенных по методу участия), (торговая и прочая дебиторская задолженность, (денежные средства и их эквиваленты)

Долгосрочные и краткосрочные

Инвестиции, учтенные по методу участия

финансовые вложения

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям

Торговая и прочая дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность

Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства

Торговая и прочая
кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы

Оценочные обязательства

Краткосрочные и долгосрочные заемные

Финансовые обязательства (кроме (Торговая и прочая кредиторская задолженность), (Оценочные обязательства)

средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Обязательства и активы
по текущим налоговым платежам

Задолженность перед бюджетом и
государственными внебюджетными фондами

Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала

Выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного
капитала материнской компании

Капитал и резервы

Применение ставки дисконтирования при подготовки по МСФО.

В отличие от российского бухгалтерского учета при формировании отчетности по МСФО широко применяется процедура дисконтирования будущих денежных потоков. От того, какая ставка дисконтирования будет использована, зависит результат оценки различных элементов отчетности. Чтобы обосновать размер ставки дисконтирования, нужно не только учесть требования различных стандартов, но и обладать информацией о рисках, характерных для компании.

Отражение доходов в финансовой отчетности.

Сегодня у большинства компаний существует несколько видов доходов: выручка от продажи готовой продукции и оказания услуг, проценты по приобретенным облигациям, дивиденды, полученные от владения акциями других компаний. В отличие от российского бухгалтерского учета в отчетности, составленной по МСФО, доходы компании признаются по справедливой стоимости. Чтобы обеспечить достоверность финансовой отчетности, следует четко представлять, как оценивать размер доходов и в какой момент они должны быть признаны. Учет доходов компании по международным стандартам финансовой отчетности регламентируется МСФО (IAS) 18 «Доходы» («Revenue»).Справедливая стоимость - это сумма сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить операцию независимыми друг от друга сторонами.

Список использованной литературы

финансовый отчетность стандарт баланс

1. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 №180.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н

4. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н

5. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 29.12.2006 г.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные положения регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности. Сравнительный анализ соответствия допущений, требований РПБУ положениям МСФО. Сравнительный анализ соответствия правил составления финансовой отчетности по МСФО положениям РПБУ.

    учебное пособие , добавлен 27.09.2008

    Общие требования, состав, представление и публичность бухгалтерской отчетности, формирование ее показателей. Понятие и структура международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Основные цели и причины перехода Российской Федерации на МСФО.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2014

    Краткая характеристика международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Основные понятия и принципы. Методы подготовки отчетности в соответствии с МСФО. Корректирующие записи, реклассификация счетов и формирование финансовой отчетности по МСФО.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Сравнительный анализ требований РСБУ положениям МСФО. Правовые различия нормативной базы. Состав финансовой отчетности и ее элементы. Трансформация баланса предприятия "А&П" согласно стандартам МСФО, его оборотно-сальдовая ведомость, коррекция проводки.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Реформирование российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Перспективы перехода на международные стандарты в РФ, проблемы реформирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Особенности подготовки к составлению отчетности по МСФО. Обеспечение и формирование учетной политики по МСФО и специфика ее дальнейшего изменения. Проведение трансформации отчетности в формат МСФО, первичное составление отчетности в этом формате.

    лекция , добавлен 22.04.2010

    Законодательные требования к годовой бухгалтерской отчетности. Корректирующие и некорректирующие события после отчетной даты. Отражение в отчетности дивидендов. Требования к раскрытию информации о событиях после отчетной даты, финансовые последствия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Сущность международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Предпосылки их разработки. Процедура создания международных стандартов. Элементы и состав финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2012

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО. Основные функции индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемент метода бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 17.06.2015

    Понятие и назначение, структура Международных стандартов финансовой отчетности. Требования МСФО в отношении раскрытия информации об основных средствах в финансовой отчетности. Особенности построения бухгалтерского баланса в соответствии со стандартами.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф.Решетнева

Кафедра бухгалтерского учета

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Международные стандарты учета и финансовой отчетности»

Вариант 1

Выполнила

Проверила:

Красноярск 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МСФО 1 И ПБУ 4/99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово- хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Стандарты финансовой отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», что обусловлено требованиями развития рыночной экономики. Согласно программе утвержден и выпущен ряд национальных стандартов, продолжается работа над составлением следующих стандартов. Следует отметить, что многие предприятия нашей страны ведут параллельный учет и составляют отчетность не только по российским правилам, но также и в соответствии с международными стандартами. Организациям, выпускающим консолидированную отчетность, разрешено в качестве альтернативного варианта подготавливать ее только на основе международных стандартов. В связи с этим знание международных стандартов становится необходимым компонентом в профессиональной подготовке бухгалтеров. Руководители, менеджеры компаний, работающих с иностранными клиентами, также сталкиваются с потребностью хорошей ориентации в отчетности, подготовленной по международным стандартам. Разработка стандартов учета и финансовой отчетности проводилась и продолжает проводиться во многих странах. Процесс установления стандартов испытывает на себе воздействие многих факторов и вызывает множество проблем. Основным координатором усилий разработчиков национальных стандартов выступает Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Стандарты, выпускаемые КМСФО, внимательно изучаются в большинстве стран, служат языком общения бухгалтеров и всех заинтересованных пользователей разных государств. КМСФО направляет свою деятельность на достижение единообразия представляемых во всем мире финансовых отчетов, целенаправленно стремясь к гармонизации учетных стандартов. В настоящее время в нашей стране вопросам составления отчетности по международным стандартам, национальным стандартам зарубежных стран с развитой экономикой уделяется много внимания.

Целью данной работы является изучение МСФО 1 и сравнительный анализ МСФО и ПБУ 4/99.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Исследованы теоретические аспекты МСФО 1 И ПБУ 4/99;

Провести сравнительный анализ.

1. МСФО 1 «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

Данный стандарт является основополагающим в определении принципов составления и представления финансовой отчетности. Целью настоящего стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь сопоставимости как с финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем стандарте устанавливается pяд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к содержанию. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях компании:

Активах;

Обязательствах;

Капитале;

Доходах и расходах, включая прибыли и убытки;

Движении денежных средств.

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет, показывающий все изменения в капитале;

Отчет о движении денежных средств;

Учетная политика и пояснительные примечания.

Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применяемого международного стандарта финансовой отчетности. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

Уместна для потребностей пользователей при принятии решений;

Надежна в том, что она: достоверно представляет результаты и финансовое положение компании; отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму; нейтральна, то есть свободна от предвзятости; осмотрительна; полная во всех существенных отношениях.

Представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного периода к следующему за исключением следующих случаев:

Значительного изменения в характере операций компании или когда анализ представления ею финансовой отчетности демонстрирует, что изменение приведет к более надлежащему представлению событий или операций;

Изменение в представлении требуется международным стандартам финансовой отчетности.

Сравнительная информация должна раскрываться в отношении предшествующего периода для всей числовой отчетности, если только обратное не требуется международным стандартом отчетности. Сравнительная информация включается в повествовательную и описательную информацию, когда это уместно для понимания финансовой отчетности.

Отчетный период. Финансовая отчетность представляется как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью:

· причину использования периода отличающегося от одного года;

· факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы.

Бухгалтерский баланс. Каждая компания, основываясь на характере ее операций, должна определить, представлять ли краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства как отдельную классификацию в самом бухгалтерском балансе. Независимо от того, какой метод представления принят, компания должна раскрывать суммы, погашение или возмещение которых ожидается после более чем двенадцати месяцев, по каждой статье активов и обязательств, по которым суммируются статьи, погашение или возмещение которых ожидается до или после двенадцати месяцев от отчетной даты.

Краткосрочные активы. Актив должен классифицироваться как краткосрочный, когда:

Его предполагается реализовать или держать для продажи или использования в нормальных условиях операционного цикли компании;

Он содержится главным образом в коммерческих целях или в течение короткого срока, и его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев с отчетной даты;

Он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов, не имеющих ограничений на их использование.

Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.

Краткосрочные обязательства. Обязательства должны классифицироваться как краткосрочные, когда:

Их предполагается погасить в нормальных условиях операционного цикла компании;

Они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев с отчетной даты.

Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные. Компания должна продолжать классифицировать свои долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов как долгосрочные даже если они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев с отчетной даты, если:

Первоначальный срок составлял период, превышающий двенадцать месяцев;

Компания предполагает рефинансировать обязательство на долгосрочной основе;

Это намерение подкрепляется договором на рефинансирование, изменением графика платежей, который заключается до утверждения финансовой отчетности.

Сумма любого обязательства, которое было исключено из краткосрочных обязательств в соответствии с этим требованием, должна раскрываться в примечаниях к бухгалтерскому балансу, вместе с информацией, обосновывающей такое представление.

Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют:

Основные средства и нематериальные активы;

Финансовые активы и инвестиции, учтенные по методу участия;

Торговые и другие дебиторские задолженности;

Денежные средства и их эквиваленты;

Задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;

Налоговые обязательства и резервы;

Долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;

Доля меньшинства и выпущенный капитал.

Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться в балансе тогда, когда это требуется международным стандартом финансовой отчетности, или когда представление необходимо для достоверного представления финансового положения компании.

Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях следующую информацию:

1. для каждого класса акционерного капитала:

Количество акций, разрешенных к выпуску;

Количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью;

Номинальную стоимость акции, или указание на то, что не имеет номинальной стоимости;

Сверку количества акций в обращении в начале и в конце года;

Права, привилегии и ограничения, связанные с соответствующим классом, в том числе ограничения на распределение дивидендов;

Акции компании, принадлежащие самой компании, а также дочерним или ассоциированным компаниям;

Акции, зарезервированные для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы;

2. описание характера и цели каждого резерва в рамках капитала владельцев;

3. когда дивиденды были предложены, но не были официально утверждены к выплате, то показывается сумма, включенная или не включенная в обязательства;

4. сумма любых не признанных дивидендов по привилегированным акциям.

Компания, не имеющая акционерного капитала, такая, как товарищество, должна раскрывать информацию, эквивалентную требуемой выше, показывая изменения в течение периода по каждой категории доли в капитале и права, привилегии и ограничения, связанные с каждой категорией доли в капитале.

Отчет о прибылях и убытках. Как минимум отчет о прибылях и убытках должен включать линейные статьи, которые представляют:

Выручку;

Результаты операционной деятельности;

Затраты по финансированию;

Долю прибылей и убытков ассоциированных компаний в совместной деятельности, учитываемых по методу участия;

Расходы по налогу;

Прибыль или убыток от обычной деятельности;

Результаты чрезвычайных обстоятельств;

Долю меньшинства;

Чистую прибыль или убыток за период.

Компания должна раскрывать в отчете о прибылях и убытках или примечаниях к нему анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов, или их функции в рамках компании.

Статьи расходов разбиваются на подклассы для того, чтобы выделить ряд компонентов финансовых результатов деятельности, которые могут различаться по таким характеристикам как стабильность, потенциал прибыли или убытка и предсказуемость. Эта информация представляется одним из двух способов.

Второй анализ называется методом функции затрат или «себестоимости продаж», и классифицирует расходы в соответствии с их функцией, как часть себестоимости продаж, распределения или административной деятельности.

Компании классифицирующие расходы по функции, должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе расходы на амортизацию и оплату труда.

Описание работы

Целью данной работы является изучение МСФО 1 и сравнительный анализ МСФО и ПБУ 4/99.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты МСФО 1 И ПБУ 4/99;
- провести сравнительный анализ.

ВВЕДЕНИЕ
1. МСФО 1 «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МСФО 1 И ПБУ 4/99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ