Отличительные черты и взаимосвязь категорий финансы, деньги и кредит. Финансы и деньги: общее и особенное Деньги и финансы

  • 8. Финансовая система Украины
  • 9. Сущность и значение финансовой политики
  • 10. Финансовый механизм в осуществлении финансовой политики
  • 11. Особенности финансовой политики Украины на современном этапе
  • 12. Типы финансовой политики и их инструменты
  • 13. Сущность и значение управления финансами
  • 14.Органы управления финансами Украины и их функции
  • 16.Финансовое прогнозирование и планирование в системе управления финансами.
  • 17.Финансовый контроль, его сущность и содержание. Значение финансового контроля.
  • 19.Бюджетное устройство и бюджетная система Украины.
  • 20. Бюджетный процесс и порядок его осуществления в Украине.
  • 21.Содержание и принципы бюджетного устройства.
  • 22.Сущность финансов предприятия, их функции и принципы организации.
  • 27.Налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль предприятия. Распределение прибыли на предприятии.
  • 28.Финансы общественных объединений.
  • 30. Сущность и содержание государственных финансов.
  • 31.Государственная налоговая администрация ее цели, задачи и функции.
  • 32.Социально-экономическая сущность и содержание государственного бюджета.
  • 33.Состав и структура доходов государственного бюджета Украины.
  • 34.Доход государственного бюджета и методы их формирования.
  • 35.Состав и структура расходной части бюджета украины(соотв. Функциональной классификации)
  • 36.Сущность и роль территориальных финансов в финансовой системе Украины
  • 39. Сущность и содержание общегосударственных фондов целевого назначения, их роль
  • 43. Организация отношений разных субъектов в сфере международных финансов
  • 44. Составные элементы финансового рынка, его сущность и функции
  • 45.Современная система налогообложения в Украине
  • 46. Сущность и функции налогов, принципы налогообложения
  • 47. Понятие налоговой системы. Основные принципы ее построения.
  • 48. Сущность непрямых налогов. Непрямое налогообложение в Украине
  • 49. Сущность прямых налогов. Прямое налогообложение в Украине
  • 50. Акцизный сбор. Налог на промысел
  • 51. Налогообложение прибыли предприятий
  • 52. Упрощенная система налогообложения
  • 53. Налог на прибыль физических лиц
  • 54. Налог на добавочную стоимость
  • 55. Классификация налогов, элементы налога
  • 56. Плата за землю. Особенности платежей за с/х и не с/х земли
  • 58. Экономическая сущность государственного кредита. Виды государственного кредита
  • 59. Заемная деятельность Украины на внутреннем и внешних рынках
  • 61.Государственный долг. Внутренние и внешние займы
  • 62.Сущность и значение страхования его функции.
  • 63.Классификация форм страхования. Страховые отношения в условиях рынка.(доделать)
  • 64.Перестрахование. Развитие страхового рынка в Украине
  • 65. Классификация финансовых рынков их краткая характеристика
  • 66.Суть рынка ценных бумаг и его участники.
  • 67. Виды ценных бумаг
  • 68.Фондовая биржа и ее роль на фондовом рынке
  • 69.Финансовая деятельность международных организаций
  • 3. Основные признаки финансов

    Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:

    1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

    2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

    3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

    4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

    5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

    6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

    4. Финансовые ресурсы – основа финансовых отношений

    Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы предназначены для: выполнения финансовых обязательств; покрытия затрат по расширенному воспроизводству; материальному поощрению работников.

    Финансовые ресурсы складываются из трех источников: средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; средства внебюджетных фондов; ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

    Исходя из этого, финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов). Децентрализованные ресурсы классифицируются на: собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности); заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур; ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

    5. Необходимость финансов в условиях расширенного воспроизводства

    Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

    Роль финансов можно свести к 3 основным направлениям:

    1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие всех затрат за счет финансовых ресурсов (собственных средств, заемных или привлеченных источников)

    2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Изменение темпов роста отдельных структурных подразделение для перестройки производства в соответствии с потребностями общества. 3 вида регулирования экономики: - саморегулирование, т.е. регулирование экономики рыночным механизмом; - государственное; - регулирование экономики через финансы предприятий (предприятие само определяет пропорции между потреблением и накоплением средств).

    3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами: - через эффективное вложение финансовых ресурсов; - через создание поощрительных фондов; - через использование бюджетных стимулов; - через использование финансовых санкций.

    6 . Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

    Финансы находятся в тесной взаимосвязи с таким категориями распределительного характера как деньги, заработная плата, цена, кредит.

    Финансы и деньги. Финансы нередко (особенно на бытовом уровне) определяют как определенную сумму денег, которая находит в распоряжении юридического или физического лица. Финансы всегда имеют денежное выражение. Однако определенная сумма денег – это еще не финансы. Кроме того, финансы отличаются от денег и за функциями, которые они выполняют.

    Финансы и цены. И цена, и финансы принимают участие в распределении ВВП. Цена является денежным выражением стоимости любого товара. Она выступает исходной степенью распределения стоимости ВВП и создает условия для дальнейшего его перераспределения. Государство, используя разные финансовые рычаги, влияет на уровень цен. При реализации товара цена определяется на основе спроса и предложения. Поэтому на рынке иногда случаются резкие колебания общего уровня цен, которые могут существенно повлиять на состояние финансовой сферы и финансовой безопасности государства.

    Финансы и заработная плата. Взаимосвязь финансов и заработной платы проявляется в том, что государство регулирует величину заработной платы с помощью финансовых рычагов, в частности налогов, создавая общегосударственные фонды финансовых ресурсов. Одновременно государство с помощью этих же фондов может стимулировать развитие отдельных видов деятельности, и как следствие, - содействовать росту оплаты труда определенных областей.

    Отличия: - Финансы распределяют ВВП, а заработная плата – категория, которая касается лишь части ВВП, а именно – фонда оплаты труда; - Заработные плата связана лишь с одним фактором производства – рабочей силой, а финансы влияют на использование всех факторов производства (предметы работы, орудие работы и т.п.).

    Финансы и кредит. Общим для обеих этих категорий есть то, что они используются в кругообороте средств и содействуют повышению эффективности производства. Финансам и кредиту присущие разные методы направления средств: - Финансам – финансирование и предоставления средств на безвозвратной основе); - Кредита – кредитование (предоставления средств по принципам платности, срочности, возвратности).

    2.4 Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран

    В России, как и во всех развитых странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

    Организацию налично-денежного обращения осуществляет ЦБ РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

    Прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

    Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    Установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    Определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

    ЦБ РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры.

    Кассовое обслуживание – одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно.

    Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назначению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе – лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

    Платежная система – это совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для перевода денег и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Она находится под общим руководством ЦБ РФ, который в соответствии с законодательством обеспечивает ее эффективность, стабильность, надежность и безопасность.

    Реформирование платежной системы в России началось в 1992 г. путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий: внедрялись новые формы передачи информации в учреждения Банка России, осуществлялись экспериментальные проекты по электронным платежам. В результате объем средств в расчетах Банка России сократился.

    К началу XXI в. электронные системы перевода финансовых средств, по расчетам американских специалистов, станут преобладающими, хотя даже в экономически развитых странах элементы применения электроники в банковском деле стали складываться в электронные системы платежей лишь с конца 70-х гг.

    Перевод денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональный уровень создает значительные преимущества для государств-членов и, прежде всего для их хозяйствующих субъектов.

    На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и объединение денежных рынков стран ЕС под руководством и контролем наднациональных финансовых институтов позволят надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки (а со временем и налоговые платежи), что должно способствовать росту производства, занятости (сейчас это один из важнейших приоритетов социальной рыночной политики и экономики в ЕС) и стабильности государственных финансов.

    Для хозяйствующих субъектов единая денежная политика и валюта будут означать существование на всей территории одинакового денежно-кредитного и валютного регулирования (в том числе фондового), существенное сокращение накладных расходов за расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков осуществления денежных и платежных переводов. Для предприятий единая валюта означает единое валютно-фондовое регулирование на всей территории валютного союза, уменьшение потребности в оборотном капитале.

    В глобальном плане введение евро на территории Европы, в том числе и в России, ускорит процесс движения мировой валютной системы, основанной на фактически главенствующей роли доллара США, к более симметричному ”многополярному” валютному устройству. Заменив собой находящиеся в обращении европейские валютные единицы, евро сможет в обозримом будущем стать одной из ключевых мировых валют. Единая валюта призвана обеспечить Европейскому союзу ”валютный вес”, соответствующий его экономическому могуществу. ЕС производит треть всех мировых товаров, являясь при этом общепризнанным лидером в торговле и товарами, и услугами. Однако в валютной области экономический гигант как бы не существует. Это, естественно, сказывается и на возможности оказывать реальное политическое воздействие на мировые процессы.

    В этом, в частности состоит различие между ЕС и США. США производит лишь 20 процентов мировых товаров. В то же время они обладают валютой, которая используется в 40 процентах всех мировых валютных операций. Реальное же влияние доллара США гораздо шире и глубже: американские и транснациональные корпорации в любой точке земного шара могут выставлять счета за свои услуги в долларах и при этом не рискуют столкнуться с проблемами обмена валюты. Большая часть мирового рынка является, таким образом, по сути ”внутренним рынком” для американских компаний.

    Современные денежные системы зарубежных стран, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и государственных аппарат регулирования денежного обращения. Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими основными чертами:

    1. отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

    2. переходом к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

    3. сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;

    4. выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

    5. развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

    6. усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, который ведет к инфляционному процессу.

    Проведенный анализ процессов в денежно-кредитной сфере России позволяет сделать следующие важные выводы, касающиеся политики Центрального банка РФ в данной области: Нынешняя структура денежно-кредитной системы стала в большой степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

    В то же время процесс становления денежно-кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли. Это один из важнейших выводов, которые должны быть сделаны из сравнительной характеристики денежно-кредитных систем России и США. Именно в развитии небанковского сектора видится дальнейшая перспектива реформирования денежно-кредитной системы России.

    Другой важный пример денежно-кредитной системы США, который актуален для России, это независимость регулирующего органа от исполнительной власти. В России постоянно предпринимаются попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.

    Нельзя обойти вниманием и тот факт, что многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. В США можно наблюдать схожий процесс, однако у нас он осложняется отсутствием традиций в финансовой сфере, что зачастую ведет к мошенничеству и как результат к потере доверия со стороны населения ко многим кредитным институтам. Поэтому России нужно присмотреться к опыту законодательного регулирования денежной системы США.

    Следовательно, из анализа денежно-кредитных систем России и США можно сделать следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной системы России:

    Дальнейшее развитие денежной системы и укрепление доверия к ее финансовым инструментам

    Укрепление рубля, его реальная конвертируемость и вытеснение теневого хождения доллара на территории России.

    Борьба с коррупцией и усиление открытости финансовых институтов.

    Дальнейший рост независимости Центрального банка России как эмиссионного центра от исполнительной и законодательной властей с одновременным ростом значения саморегулирующихся организаций в финансовой сфере.

    В данной работы был проделан анализ финансовых систем и денежного обращения РФ, США и Японии. Отдельно было сказано про денежную систему Великобритании. Основные показатели сравнения приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран.

    Показатель

    1. Национальная валюта Рубль Доллар Йена
    2.Банковская система

    Центральный банк РФ

    Кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков

    Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений

    Двухуровневая банковская система:

    Банк Японии

    Коммерческие банки; специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса; правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы.

    3.Функции, задачи, инструменты ЦБ

    Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

    Защита и обеспечение устойчивости рубля;

    Развитие и укрепление банковской системы РФ;

    Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Инструменты:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    3) операции на открытом рынке;

    4)рефинансирование кредитных организаций;

    5) валютные интервенции;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения;

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Федеральная резервная система является центральным банком США.

    обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

    Осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;
    - контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;
    - подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;
    - предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

    1. выпуск банкнот;

    2. реализация денежно-кредитной политики;

    3. изменение нормы обязательных банковских резервов,

    4. операции на финансовых рынках,

    5. регулирование учетной ставки процента,

    6. осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;

    7. мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;

    8. проведение операций с государственными ценными бумагами;

    9. осуществление международной деятельности;

    10. выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.

    Инструменты:

    1. изменение нормы обязательных банковских резервов,

    2. операции на финансовых рынках,

    регулирование учетной ставки процента

    4.Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов

    Функции коммерческих банков:

    1. аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств,

    2. предоставление кредита,

    3. посредничества в осуществлении платежей и расчетов.

    Операции коммерческих банков:

    1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

    2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

    3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

    4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

    5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

    6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

    7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

    8) выдача банковских гарантий;

    9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

    В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

    Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).

    Основными функциями коммерческих банков являются:

    1) Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

    2) кредитование предприятий, государства и населения;

    3) выпуск кредитных денег;

    4) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

    5) эмиссионно-учредительская функция;

    6) консультирование, представление экономической и финансовой информации.

    7) прочее.

    Японские банки выполняют следующие операции - платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.

    5.Нормативная база

    Конституция РФ

    ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002

    ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990

    Другие ФЗ

    Нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

    В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

    Законодательных актов и постановлений Конгресса;

    Институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);

    Механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);

    Апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

    Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г.

    В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.


    Заключение

    Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

    Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам.

    В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

    В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским.

    В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций.

    Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

    Центральные эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними.

    При отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь искаженную информацию об объеме платежных средств в экономике, что в конечном счете снизит эффективность его денежно-кредитной политики. Кроме того, появляется опасность бесконтрольной эмиссии электронных денег, что может привести к инфляции.

    В Японии, например, принята национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

    Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.


    Список используемых источников

    1. Экономические реформы в странах восточной Европы и России. Россия и современный мир. Веденяпин Я. С. - М., 2008. - № 1(18).

    2. Все о деньгах России. / Под ред. Певичева И.Н.- М., 2008

    3. Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. Головнин М.Ю. - 2007. - N 4.

    4. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2009.

    5. Деньги, кредит, банки» под редакцией д.э.н., профессора, члена-корреспондента РАЕН Е. Ф. Жукова «Юнити», М.: 2006, 536 с.

    6. Экономическое развитие современной Японии. / Динкевич А.И. Деньги и кредит.- 2008.- №10.- С.62-74.

    7. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. Долан Э.Д. - СП б., 2004.

    8. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2009, №6, с.87-96

    9. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2008, №8, с.115-117

    10. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2009, №4, с.84-93

    11. Евро против доллара. / Иванова А., Быков П. Эксперт, №44, 2008

    12. Финансы и кредит. Учебное пособие. Ковалева А. П. – Ростов-Н/Д: Ф59 Феникс, 2004 г.

    13. Конституции государств Европы. В 3-х томах. / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. - М. Издательство НОРМА, 2008.

    14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов. - в 4-х томах / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 2002.

    15. Резервная политика центральных банков за рубежом. Крупнов Ю. С. / Банковское дело – 2007 - №3. - с. 28; №4. - с. 34

    16. Мировая экономика: Учебник. Кудров В.М. – М.: Издательство БЕК, 2006, с. 2-4.

    17. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.-К, 2007.

    18. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. Доктора экон. Наук, профессора М.Н. Осьмовой. – М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006 г., с. 185-191.

    19. Экономическая теория. Учебник. Носова С.С. - М.: ВЛАДОС, 2005.

    20. Экономика зарубежных стран: Учебник. Погорлецкий А.И. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

    21. Российская модель экономики: Основы экономической теории России XXI века. Учебное пособие – Владимир: ВГПУ, 2008.

    22. Финансы, денежное обращение. Самсонова Н. Ф. – М.: ИНФРП-М, 2009.

    23. Денежная масса и факторы ее формирования. Сенчагов В. К. – М., 2006.

    24. Банковская система Великобритании, Смирнов Е.П. Банковское дело, 2008, №9, стр.25-29.

    25. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. -М.: ИНФРА-М, 2007.

    26. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. - СПб.: Питер, 2008.

    27. Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития. (Лекция).// М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2009.

    28. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с. – (Серия «Высшее образование»)

    30. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2008.

    31. Финансы, деньги, кредит. Учебник / Под ред. Соколовой О.В.- М., 2007.

    32. Финансы. Учебник / под редакцией В.В. Ковалева. М: Проспект, 2006.

    33. Денежная и кредитная система России. Шенаев В.Н. - М., 2007, 304с.

    34. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С.-М., 2007, 407с.

    35. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2006, 324с.

    36. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Ясин Е.Г. М, ГУ-ВШЭ. 2008, 126с.

    37. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2008, с. 57-62,137-140, 279-284.

    38. Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в переходных экономиках. С. Дробышевский, А. Козловская, Д. Левченко, С. Пономаренко, П. Трунин, С. Четвериков. М., 2003. 244 с.

    39. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Финансы №9, 2007. С.55-58.


    Ковалева А. П. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов-Н/Д: Ф59 Феникс, 2004 г.

    Самсонова Н. Ф. Финансы, денежное обращение. – М.: ИНФРП-М, 2009.

    Долан Э.Д. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. - СП б., 2004.

    Сенчагов В. К. Денежная масса и факторы ее формирования. – М., 2006

    Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. Доктора экон. Наук, профессора М.Н. Осьмовой. – М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006 г., с. 185-191.

    Ковалева А. П. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Ф59 Феникс, 2004 г.

    Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с. – (Серия «Высшее образование»)

    Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

    Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2006, с. 2-4.

    Деньги, кредит, банки» под редакцией д.э.н., профессора, члена-корреспондента РАЕН Е. Ф. Жукова «Юнити», М.: 2006, 536 с.

    Шенаев В.Н. Денежная и кредитная система России. - М., 2007, 304с.

    Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

    Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2008, с. 57-62,137-140, 279-284.

    Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития. (Лекция).// М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2009.

    Смирнов Е.П., Банковская система Великобритании, Банковское дело, 2008, №9, стр.25-29.

    Любом построении банковской стстемы. В настоящее время, практически во всех странах с рыночной экономикой созданны и активно развиваются двухуровневые банковские системы, гле на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности;на втором - действуют коммерческие банки. Однако, на страницах экономической...

    Нередко в быту отождествляются категории денег и финансов. С точки зрения экономической науки, это неправильно. Данные понятия различны по своей сущности, целям, функциям. В чем отличие денег от финансов?

    Исторический экскурс

    Категория денег является более древней. Возникновение же обусловлено развитием товарно-денежных отношений.
    Деньги: история денег

    Ценность денег проявляется в том, что за них можно приобрести. Их история началась с давних времен, когда люди меняли одну вещь на другую, чтобы получить нужное. То есть, одному человеку нужна ткань. Он находит другого человека, у которого она есть. Дает владельцу ткани свою вещь и получает желаемое.

    С развитием торговли люди вынуждены были договориться о единой системе, которая устанавливает цену каждой вещи. Решением данной проблемы стали деньги. Причем первоначальные их формы были далеки от современных аналогов. Так, в Африке мерой стоимости была соль и шерсть слона. На Соломоновых островах – табак, в Сибири – брикеты чая.

    Существенно упростило товарообмен появление (около 2500 г. до н.э.) и бумажных банкнот. Они были разного размера, достоинства, цвета. Но ценность денег обусловлена экономической силой страны, которая их выпускает.

    История появления финансов

    Финансы – это совокупность всех денег, которые находятся в распоряжении государства. Также это система формирования, распределения и использования денежных фондов.

    Появление финансов, как экономической категории, объясняется следующими причинами:

    — появление государства и развитие товарно-денежных отношений;

    — введение налогов;

    — движение капитала и активов.

    Перспективные отрасли для вложения

    В последние годы наиболее важным и надежным направлением для инвестиций является вложение в материальные высоколиквидные активы. В их число вошли драгоценные металлы, камни, недвижимость. Конечно, по всем этим статьям у специалистов имеются различные данные о дальнейшем развитии.

    Недвижимость в настоящее время сдает свои позиции, поскольку в последние годы именно этот рынок пресытился приложениями, в результате чего доход инвесторов по таким объектам упал на несколько позиций.

    Однако те, кто хорошо понимает, данный вид инвестирования все еще интересен. Специалисты прогнозируют на нем небольшой рост и полное сохранение вложенных ресурсов. При сохранении нынешней ситуации убытков на нем не будет.

    Наиболее благоприятными в настоящее время являются прогнозы на драгоценные металлы. При том если ранее в поле зрения предпринимателей попадало в основном золото желтое и белое, то в последние годы не меньшей популярностью стало пользоваться и серебро.

    Цены на него показывают стабильный рост который, впрочем, имеет куда более быстрыми темпами, нежели у альтернативных объектов финансирования.

    Покупка банковских металлов у стабильных средних и крупных компаний позволит не только сохранить финансы и деньги, но и приумножить их, по меньшей мере на 15-20% уже в ближайшие годы.

    Такое вложение имеет минимальные риски, однако и подходит оно в самом деле не всем. Тем, кто предпочитает более быстрый рост средств, следует искать другие варианты вложений. И такой в настоящее время существует.

    В объекты финансирования, отвечающие этим требованиям, можно вкладывать большую часто средств. К инвестированию же других с учетом нынешней кризисной ситуации нужно относится насторожено.

    В целом даже в нынешний кризисный период существует много возможностей для удачного вложения средств как крупных, так и мелких начинающих инвесторов.

    Желающим заработать в такое время нужно только внимательно подходить к выбору объекта финансирования, в обязательном порядке проверять историю предприятия и репутацию продавцов акций (если вы имеете дело с биржами), а также максимально диверсифицировать риски. И тогда вы обязательно получите ожидаемую прибыль.

    Функции денег и финансов. В чем отличия

    Для начала разберемся в том, тождественными ли являются выбранные нами понятия, и если нет, то различна ли функция денег и финансов. Согласно современной экономической теории эти понятия не тождественны.

    Финансами принято называть отношения, которые возникают между различными субъектами: государством, рабочими, промышленниками и прочими лицами, участвующими в обмене ресурсов. В основе этих отношений разумеется, лежат денежные.

    Под самим деньгами в этом случае нужно понимать универсальный эквивалент стоимости, используемы в ходе обмена людей товарами и услугами. Таким образом деньги являются составной частью, материальным воплощением финансовой системы (в том числе и электронные деньги, которые могут в любой момент быть обналичены и также являются эквивалентом стоимости).

    Определив, что выбранные нами понятия не тождественны, мы можем переходить к следующему шагу — разбору функций, которые получают деньги и финансы в производственном процессе.

    Ещё одно отличие денег от финансов заключается в функционировании экономических инструментов.

    Деньги: функции денег

    Деньги – это всеобщий эквивалент, посредством которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Их назначение выражается в функциях:

    — мера стоимости;

    — средство платежа;

    — средство обращения;

    — средство накопления и сбережения;

    — мировые деньги.

    Функции финансов

    Специфические признаки финансов, как экономической категории, проявляются в их функциях:

    — распределительной;

    — контрольной;

    — накопительной;

    — регулирующей;

    — стабилизационной.

    Таким образом, финансы должны обеспечивать потребности субъектов общества. Для этого создаются денежные доходы и , происходят финансовые операции. Финансы, в отличие от денег, неосязаемая вещь.

    Помимо этих функций, которые сегодня реализуют финансы в производственном процессе, были у них и другие функции, которые с развитием экономики постепенно были утрачены. К таким относится, прежде всего, функция покрытия государственного бюджета.

    Подобные процессы имели место в РФ. Однако уже после 1995 года они были полностью остановлены, и до нынешнего времени экономисты к ним более не возвращались.

    Остальные же функции финансов в мировой экономике являются стабильными, и их понимание является важным для правильного управления ресурсами на любо уровне экономики: от личных денежных и до финансов в масштабах государств, международных корпораций, крупных региональных компаний.

    Это инструмент распределения и перераспределения ВВП. Но финансы не могут существовать и функционировать без денег. Вот, пожалуй, все самые главные отличия денег от финансов.

    Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

    Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его произвел.

    СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M

    C - основной капитал

    V - зарплата

    M - прибыль

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

    Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. С появлением денег все товарное хозяйство перешло качественно новое состояние

    Поскольку сами деньги являются общепризнанным воплощением стоимости, то они выступают своего рода эталоном-измерителем стоимости всех товаров, стало быть, мерилом затрат общечеловеческого общественного труда. Иначе говоря, деньги становятся непосредственнымвыразителем общественных отношений между людьми. Все это придает деньгам такую общественную силу, которая может творить и добро, если обращена на пользу людям, и зло, когда деньги служат средством угнетения и унижения человека.

    Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

    Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

    предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

    предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

    государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

    государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

    предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

    отдельными звеньями бюджетной системы;

    органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

    денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

    Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

    Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

    Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

    Современный мир оценивает успех проектов и инвестиций в материальном выражении, ставя экономику во главу угла развития общества. На бытовом уровне мы часто путаем две категории: финансы и деньги. Они пришли из экономической сферы, однако в настоящий момент существенно изменили своё значение. В чём разница между ними и можно ли в определённом смысле считать данные категории синонимами?

    Финансы – экономические отношения, связанные со сбором, распределением и контролем использования денежных средств. Их важнейшая особенность – постоянное течение, которое никогда не останавливается и не прекращается. Финансы возникают в процессе движения денежных средств и имеют различный уровень: международный, государственный, региональный, личный. Участники правоотношений формируют своеобразные рынки: валютный, фондовый, денежный, где для регулирования поведения применяется широкий набор инструментов. В обывательском понимании финансы обозначают активы, которые сосредоточены в руках физического или юридического лица.

    Деньги – универсальный товар, принимаемый к оплате за любую продукцию, не запрещённую к обороту, на определённой территории. Он может использоваться в наличной и безналичной форме, а также в качестве эквивалента (драгоценные металлы и камни, недвижимость). Деньги используются для аккумулирования доходов, обмена товаров, инвестиций, стимуляции финансово-экономической деятельности. Универсальным средством выражения их цены являются валюты: конвертируемые и неконвертируемые.

    Отличие

    Определения категорий указывают на то, что объём понятия «финансы» значительно шире и включает в себя, в числе прочего, товарно-денежные отношения. Любые сделки, которые происходят между государствами, организациями и физическими лицами так или иначе отражаются на ВВП. Следовательно, они входят в объём финансовых отношений. В США пополнение бюджета и расчёт с кредиторами происходит 24 часа в сутки, и если приток средств будет остановлен, возникает угроза технического дефолта.

    Итак, важнейшее отличие между указанными категориями – их функции. Деньги используются для определения стоимости товара, накопления, платежей, внешнеэкономических связей. Финансы выполняют контрольную, распределительную, стабилизирующую и регулирующую функцию. Если в обороте появляется слишком много наличных денег, они теряют в цене, и национальные банки проводят политику по их сокращению. Если денежные средства вместо образования идут на увеселительные мероприятия, политики перераспределяют финансовые потоки, изменяя расходные функции бюджета.

    Выводы сайт

    1. Объём понятия. Финансы – понятие более узкое, в состав которого входят и денежные отношения.
    2. Происхождение. Деньги появились на заре современной цивилизации и использовались в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.
    3. Функции. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчётов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.
    4. Определённость. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определённой сумме и найти ей выражение. Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.