Льготы по земельным участкам. Платят ли земельный налог пенсионеры? Льготы по земельному налогу для пенсионеров. Кто имеет право на привилегию

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

Стоимость земли в Москве и по области, как правило, несколько выше аналогичного показателя в других регионах. Поэтому есть смысл узнать, могут те или другие категории налогоплательщиков по земельному налогу получить льготные послабления. В статье рассмотрены действующие льготы в данном регионе.

По определению, данному в 12 статье НК РФ, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории . К местным относится земельный сбор.

Как и для любого другого налога, земельный налог имеет перечень льготников. Применение льгот регулируется на уровнях:

  • федеральном – положения Налогового Кодекса РФ, главы 31 – льготы, предоставлены в соответствии с частью 5 статьи 391.
  • региональном – каждым субъектом РФ должны быть закреплены налоговые ставки для конкретной категории плательщиков, а также дополнительный перечень льготников, кроме установленного НК РФ, в «Законе о земельном налоге»

Кому положены льготы

В населенных пунктах Московской области льготы предоставляются, в первую очередь, полностью освобожденным от уплаты налога, освобождённым частично, а также тем категориям налогоплательщиков, которые признаются социально незащищенными.

Категория, которая полностью освобождается от земельного налога, включает юридических и физических лиц из перечня, согласно ст. 395 НК РФ. Имеющие право на скидку по налоговой базе (частичное освобождение) указаны в ст. 391 НК РФ.

Налоговым Кодексом предусматривается скидка в размере 10 000 руб., однако этот показатель может быть повышен, если это предусмотрено нормативно-правовым актом муниципалитета.

«Обязательные» льготники, которым положено налоговое послабление:

  • Герои СССР, Герои РФ, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды детства, инвалиды первой и второй групп, инвалиды вследствие перенесенной лучевой болезни;
  • , ветераны ВОВ;
  • физические лица, которые имеют право на социальную поддержку;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях, связанных с ядерным оружием и ядерными установками, пострадавшие на ЧАЭС.

Кроме снижения базы налога, эти же категории могут претендовать на другие льготы, например, пониженную процентную ставку (от базовых 0,3 или 1,5 %), скидку на уплату частично (чаще 50 %) или полное освобождение от налоговой обязанности.

В Московской области на льготы могут рассчитывать также социально незащищенные налогоплательщики.

Для пенсионеров льготы по земельному налогу не предусмотрены на федеральном уровне, однако местные законодательства устанавливают на него значительные скидки, при дополнительных требованиях, связанных с величиной участка, уровнем дохода, возрастом пенсионера, целями использования участка.

Если вы получили квартиру в наследство, то вас ожидает обязательный платеж государству. Подробная информация в .

Способы получения льготы

Для того, чтобы узнать свой статус по исполнению налоговой обязанности в отношении полного либо частичного освобождения, нужно обратиться к работникам налоговой инспекции. Перед оформлением льготы необходимо уточнить право на ее получение и размер, в котором она предоставляется.

Чтобы претендовать на льготу, надо в установленной форме написать заявление с указанием:

  • реквизитов должностного лица, которому направлено обращение;
  • информации о заявителе, контактного телефона;
  • сведений о ;
  • просьбой на предоставление конкретной льготы со ссылкой на законодательное основание;
  • перечня прилагаемых ;
  • даты, ФИО, подписи.

Перечень прилагаемых к заявлению документов должен содержать:

  • копию документа, удостоверяющего личность, заверенную нотариально;
  • или выписка из ЕГРП;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • доверенность, если интересы представляет доверенное лицо.

Дополнительные документы в зависимости от льготной категории:

  • справка по результатам экспертизы об установлении группы инвалидности для льготы по инвалидности;
  • подтверждающие документы получения звания (геройских званий, ветеранов труда);
  • справки из социальных служб для социально незащищенных и многодетных семей;
  • пенсионное удостоверение;
  • справку о доходах для соответствующей категории плательщиков;
  • копию о смерти военнослужащего;
  • другие документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории;

После того, как заявление с пакетом документов будет подано в налоговую инспекцию, за которой закреплена обязанность контролировать уплату налога в отношении этого налогоплательщика, срок рассмотрения бумаг составляет не более 30 рабочих дней.

Ответ направляется в письменном виде с основаниями отказа или одобрения просьбы предоставления льготы.

Если льготник по каким-то причинам пропустил срок предоставления льготы в виде снижения налоговой базы, ему нужно обратиться в контролирующий налоговый орган с просьбой на перерасчет налоговой суммы налога, однако не более, чем за последние три года. Сумма перерасчёта частично останется на лицевом счете налогоплательщика. Из нее можно сделать взаимозачет для выплаты по другим налогам.

Если налогоплательщик оказался полностью освобожденным от уплаты по земельному наделу после того, как перечислил платеж, уплаченная сумма в полном объеме будет распределена по другим налогам на основании предварительно поданного заявления.

Одобрение просьбы на назначение льготы означает, что расчет налоговой суммы с применением льготной величины будет происходить в течение всех следующих налоговых периодов, пока местный закон не внесет изменения об отмене льготы, или до тех пор, пока у льготника не закончится право на ее применение.

Чтобы разобраться с вопросом, для начала узнаем, что же такое земельный налог. Ответ на этот вопрос дается в Налоговом кодексе РФ в главе 37. Земля, облагаемая налогом, должна быть расположена на территории, местными властями которой установлен земельный налог. Его рассчитывают с налоговой базы, равной кадастровой стоимости участка по состоянию на начало того года, за который причитается уплатить налог.

Плательщиками данного налога признаются лица, имеющие земельные участки в собственности, в пожизненно наследуемом владении, а также те, кто пользуется ими бессрочно. Не платить налог могут лица, арендующие землю или пользующиеся ею безвозмездно (определенный срок), а также те, кто имеет соответствующие льготы.

Какие граждане являются льготниками?

Давайте еще раз обратимся к НК РФ - к его статье 395, устанавливающей льготные категории граждан, освобожденных от земельного налога, и посмотрим, входят ли пенсионеры в их число. Несмотря на то, что статья эта очень длинная и содержит целых 11 пунктов, перечисляющих тех, кто может не платить земельный налог, но, к сожалению, в них, в основном, идет речь не о физических лицах, а об организациях.

Гражданам здесь отводится только один пункт - № 7, да и тот к пенсионерам имеет весьма отдаленное отношение: речь идет о представителях северных и дальневосточных малочисленных народов.

В НК РФ есть еще одна льгота для плательщиков земельного налога: налоговую базу (ту сумму, с которой берется установленная ставка налога), можно уменьшить на величину кадастровой стоимости 6 000 кв.м. площади земельного участка. И она касается, как раз, физических лиц. Может быть, здесь перечислены пенсионеры? Читаем, кто относится к данной категории:

  • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1-ой группы, а также 2-ой (если она была присвоена до 1 января 2004 года).
  • Инвалиды с детства.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий.
  • Граждане, подвергшиеся радиации (Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск, Теча).
  • Граждане, участвующие в ядерных испытаниях и ликвидации ядерных аварий.
  • Граждане, заболевшие лучевой болезнью или получившие инвалидность в результате ядерных испытаний, учений и т.д.
  • Пенсионеры и граждане, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).
  • Физические лица, соответствующие условиям для назначения пенсии, действующим на 31.12.2018 года.
  • Многодетные родители, имеющие 3-х и более детей.

Как видим, данный список довольно расширенный, и пенсионеры, а также граждане достигшие предпенсионного возраста (55 и 60 лет), вправе воспользоваться федеральной льготой.

ВАЖНО! Льгота применяется в отношении 1-го участка земли по выбору налогоплательщика.

Чтобы получить налоговый вычет, гражданину необходимо до 31 декабря подать уведомление в ФНС о праве на применение льготы.

Скачать бланк уведомления о применении льготы по земельному налогу можно по ссылке ниже.

Если уведомление не предоставлено, ФНС применит льготу к участку с наибольшей суммой налога.

Не знаете свои права?

Платят ли налог на землю пенсионеры

Итак мы выяснили, что пенсионеры платят налог на землю, но относятся к льготной категории граждан, и вправе уменьшить налогооблагаемую базу на кадастровую стоимость 6 сот. участка. Кроме того в пункте 2 статьи 387 есть фраза о том, что правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан.

А это значит, что за разъяснением данного вопроса вам придется обращаться в местную администрацию, налоговую инспекцию или же самим изучать законы той местности, где расположен ваш участок. И тому есть объяснение.

Дело в том, что земельный налог отнесен налоговыми законами к платежам местного значения, следовательно, его ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы определяются местными властями. Все суммы этого налога зачисляются в бюджет того территориального образования (района, города и т.д.), на котором расположена земля.

Из этого следует, что льготы по земельному налогу в каждой местности неодинаковы.

Примеры отдельных местных льгот

Давайте посмотрим, какие же льготы применяются в некоторых городах и областях.

  • Москва . Действующая редакция закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.
  • Санкт-Петербург . Если у пенсионера земельный участок в 2,5 соток и меньше, он может налог на него не уплачивать.
  • Самара . Пенсионерам разрешено не платить земельный налог по таким объектам: участок в 6 соток, если их использование не связано с предпринимательством.

Чтобы проверить наличие льготы в вашем регионе, перейдите на сайт ФНС по ссылке , выберите ваш регион и город.

Нажмите кнопку найти и система выдаст действующий закон данного региона. Кликнете кнопку подробнее

и Перейдите на вкладку "Местные льготы" и найдите информацию в отношении пенсионеров. Например в г.Краснодар от земельного налога пенсионеры и лица предпенсионного возраста освобождаются от обязанности уплачивать земельный налог.

Как получить льготу?

Как мы уже успели убедиться, льготы по земельному налогу для пенсионеров в различных местностях очень разнообразны. Более того, они периодически меняются - местные власти принимают новые законы, а старые отменяются. То, что сегодня актуально, завтра уже может не быть таковым. Поэтому мы советуем вам использовать следующую схему получения льготы:

  1. Изучите нормативный акт муниципального образования, где расположен участок (например, на сайте ФНС по схеме выше) или обратитель за консультацией в администрацию или налоговую. Здесь вы сможете получить информацию о действующих в данный момент времени законах и узнать, положена ли вам льгота.
  2. Предоставьте в ФНС следующие документы: паспорт, пенсионное удостоверение, бумаги на земельный участок и уведомление о предоставлении льготы. Помните о том, что даже если льгота вам положена по закону, автоматически (до тех пор, пока вы не подадите заявление) она не предоставляется.

Сроки подачи необходимых документов на региональную льготу определяются также местными законами. После успешного прохождения проверки документов льгота по земельному налогу вам будет предоставлена.

Содержание

Ужесточение правил подсчета платежей за принадлежащую гражданину территорию привело к повышению ставки сбора во многих регионах. Россиян интересует вопрос, кто не платит налог на землю, действуют ли преференции для разных категорий граждан. Чтобы знать, сколько придется платить, надо ориентироваться в новшествах федерального и регионального законодательства, иметь представление о том, как выглядит новая формула подсчета земельных взносов. Лица преклонных лет хотят знать, должен ли пенсионер платить налог на землю по полной ставке или можно облегчить бремя выплат.

Что такое налог на землю

Согласно действующему законодательству, земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц, являются объектами обложения земельными взносами. Платить за использование территорий придется муниципальным органам власти, поскольку данный вид налога считается местным. К налогоплательщикам относятся такие категории физических и юридических лиц:

  • владеющие дачным участком по установленному праву собственности;
  • распоряжающиеся земельными ресурсами на основании постоянного землепользования;
  • получившие территорию в пожизненное наследство.

Нормативами оговаривается, что за некоторые земельные участки взносы платить не надо. К ним относятся:

  • территории, занятые жилыми многоэтажными многоквартирными домами;
  • земля, изъятая из товарного оборота земельных ресурсов согласно действующим распоряжениям и постановлениям Правительства страны;
  • места, где расположены объекты высокой природной и культурной ценности;
  • земельные ресурсы водного и лесного фонда России, на которых распространяются ограничения по продаже.

Нормативно-правовая база

Основой для исчисления налога на землю служит гл. 31 Налогового Кодекса (НК) РФ с имеющимися изменениями и дополнениями на 28 декабря.2017г. Все включенные в нее статьи регламентируют те или иные правоотношения в налоговой сфере:

Номер статьи

Определение земельного налога

Кто является налогоплательщиком

Определение объекта, подвергающегося обложению взносами

База для исчисления налога

Как установить базу для высчитывания налога на землю

Порядок определения базы для объектов, находящихся в собственности нескольких плательщиков

Установление налогового и отчетного периодов

Ставка налогового платежа

Льготы по налогу на землю в 2018 году

Как высчитывать и делать авансовые перечисления

Сроки выплаты авансовых взносов и земельного налога

Декларация по выплате земельного сбора

Кроме того, в соответствии с принятым законом ФЗ-286 от 30.09.2017г., вносящим поправки в НК РФ, при расчетах с 2018 года учитывается цена участка по кадастру, а не балансовая стоимость земли, изменились правила и порядок установления льгот и подачи подтверждающей преференции документации. Согласно ФЗ-353 от 27.11.2017 г., вносящего поправки в п.1 ст. 395 Налогового Кодекса России, устанавливаются новые правила, по которым освобождение от налоговых платежей для отдельных ситуаций не применяется.

Порядок расчета суммы земельного налога в 2018 году

Сотрудниками муниципальной налоговой службы производится подсчет величины взноса, который должен заплатить владелец земли в установленные сроки. Собственник получает уведомление о требующемся платеже, где указываются такие данные:

  • сумма налога на земельный участок;
  • стоимость территории согласно кадастровым сведениям;
  • имеющиеся льготы;
  • ставка взноса с учетом вычетов.

Формула, согласно которой налоговики высчитывают конечную сумму к уплате, выглядит так:

С = К х Рд х Нс х Кф, где

С- сумма платежа;

К – кадастровая цена территории;

Рд – размер доли, принадлежащей данному владельцу;

Нс – налоговая ставка с учетом льготы;

Кф – коэффициент, учитывающий длительность нахождения в собственности земли у данного хозяина.

Кадастровая оценка земли

Для многих землевладельцев изменение расчетной базы приведет к увеличению конечной цифры налогового платежа. До 2018 г. налоговики, высчитывая взнос, брали за основу стоимость участка по балансу. По последним изменениям законодательства, в 29 субъектах федерации с 1.01.2018 г. налоговой базой будет считаться кадастровая цена территории за календарный год. Узнать, сколько стоит ваш участок, можно на официальной странице Росреестра или при личном обращении с прилагаемыми документами в местную кадастровую палату.

Предполагается, что ставка по земельному сбору будет расти каждый расчетный период, с индексацией вплоть до 2020 года, когда будет окончательно установлен порядок высчитывания налога на имеющуюся в собственности территорию. Текущие изменения цены участка согласно кадастровым сведениям, не учитываются при определении базы для исчисления налога за данный и предыдущие расчетные периоды.

Федеральные льготы для физических лиц

Поскольку сбор считается местным, то основной список категорий граждан, могущих не платить его или иметь индивидуальные льготы, устанавливается региональным законодательством. На федеральном уровне установлено, что от взносов за землепользование освобождены коренные малые народы, проживающие постоянно на Крайнем Севере (КС). Остальные россияне используют уменьшение налогооблагаемой базы, высчитываемой из кадастровой цены территории.

Федеральными льготами по земельному налогу в 2018 году могут пользоваться следующие категории россиян:

  • люди с подтвержденной инвалидностью 1, 2, 3 группы согласно справкам;
  • лица, подвергшиеся воздействию облучения и проникающей радиации;
  • граждане, являющиеся жертвами аварий техногенного характера;
  • россияне, являющиеся участниками боевых действий;
  • ветераны, инвалиды Второй Мировой войны;
  • граждане, являющиеся Героями России, СССР, имеющие высокие государственные награды.

Кто освобожден от уплаты

Общины граждан, относящихся к малочисленным народам КС, могут не платить сборы за использование земель, на которых постоянно проживают. Это право на льготу по налогу на землю в 2018 году сохраняется при условии, что вышеозначенные россияне используют земельные ресурсы исключительно для потребностей, относящихся к сохранению жизненного уклада, поддерживаемого веками. Не платить за землю можно, если на ней заниматься охотой, рыболовством, оленеводством и другими традиционными занятиями для получения ежемесячного дохода.

Снижение базы налогообложения для отдельных категорий граждан

Законодательными нормативами предусмотрено, что конечная выплачиваемая сумма может уменьшаться за счет того, что для отдельных категорий граждан установлено снижение базы для исчисления взносов на 10 000 рублей. Если по кадастровым сведениям цена участка составляет указанный минимум, то взиматься платеж за землепользование не будет. Расчет производят сотрудники местной ФНС, и, при обнаружении такой ситуации, не высылают уведомление плательщику о необходимости уплаты.

Кроме федеральных льгот по налогу на землю в 2018 году, которыми могут пользоваться вышеперечисленные категории граждан, есть местные, устанавливаемые региональными и муниципальными властями. Осведомиться об имеющихся преференциях можно в территориальном филиале ФНС, отправившись туда лично или воспользовавшись информацией официальной страницы организации, ознакомившись с правовыми нормативами, которые облегчают бремя выплат.

Местные льготы­

Сбор за землепользование идет в местный бюджет, поэтому список преференций разнится в зависимости от постановлений региональных и муниципальных властей. Например, в Ростовской и Воронежской областях установлены льготы пенсионерам – все неработающие граждане, получающие государственное вспомоществование по достижению установленного возраста, не являются плательщиками взносов.

Во Владимирской области установлены льготы земельному налогообложению в 2018 году, связанные с уменьшением налоговой ставки и базы для исчисления платежей. Граждане, получающие пенсионные пособие, имеют право на 50%-ное уменьшение расчетной базы. Ставка изменяется в зависимости от установленной кадастровой цены земли и составляет 0,1-0,3% при стоимости участка 8-12 млн. рублей. В Москве и Московской области полностью освобождены от уплаты сбора следующие категории россиян:

  • семьи, имеющие удостоверение многодетных;
  • семьи военнослужащих при утрате кормильца;
  • сироты до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей.

Для пенсионеров

С 2005 г. граждане, получающие страховые и социальные пособия от государства, являются налогоплательщиками за землепользование на федеральном уровне. Льготы пенсионерам по налогу на землю в 2018 году устанавливают муниципалитеты и региональные власти. В некоторых субъектах федерации россияне, имеющие пенсионное удостоверение, освобождены от платежей, в других – получают скидку. Узнать о видах преференций можно, зайдя на официальную страницу местных муниципальных властей и просмотрев акты, относящиеся к земельному налогообложению.

Для ветеранов труда

Согласно действующим нормативам, ветеранами труда являются следующие категории физических лиц:

  • имеющие награды, звания и стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту;
  • мужчины, отработавшие 40 лет, и женщины со стажем 30 лет при условии начала трудовой деятельности во время ВОВ.

На государственном уровне ветераны труда не имеют привилегий по оплате взносов за использование земель, подобные льготы по налогу за землю в 2018 году отданы «на откуп» местным законодателям. Муниципалитеты вольны принимать решения о полном или частичном освобождении указанной категории граждан от взносов за использование земельных участков, уменьшая базу для исчисления платежей на некоторую сумму. На практике субъекты федерации очень редко назначают скидки означенным россиянам, налог на землю для ветеранов труда надо оплачивать без исключений.

Преференции многодетным семьям

Лица, имеющие трех и более несовершеннолетних иждивенцев на обеспечении, относятся к многодетным. Таким семьям положены льготы по земельному налогообложению в 2018 году. Государственные органы власти дают право местным законодателям уменьшать базу по исчислению платежей или совсем освобождать многодетные семьи от установленных выплат. Граждане могут воспользоваться привилегией, если докажут, что земельный участок используется для личных нужд и ведения подсобного хозяйства.

В Москве и области лица, имеющие на попечении более трех детей, освобождаются от выплат земельных сборов. Чтобы узнать ситуацию в других регионах страны, надо получить статус многодетных, осведомиться в филиале органов соцобеспечения о причитающихся скидках. Чтобы воспользоваться законным правом, придется собрать необходимую документацию и представить в администрацию ФНС по месту проживания.

Налоговые послабления для военных пенсионеров

Физические лица, претендующие на получение скидок, должны отслужить установленное количество лет в следующих структурах:

  • Министерстве обороны;
  • ГПС МЧС РФ;
  • ФСКН России;
  • ФСИН РФ.

Регионы, формируя бюджет и устанавливая льготы по налогу на землю в 2018 году бывшим офицерам, исходят от разъяснительного письма Министерства финансов за № 03-05-06 02/80 от 07.11.2009 г. и Постановления правительства РФ от 22.09.1993 г. за № 941, где предусмотрен порядок обращения гражданином за привилегиями. Военный пенсионер должен уплатить всю сумму взноса на землю, собрать документы, подтверждающие статус, факт оплаты, обратиться в ПФ по месту проживания за перерасчетом. Объем доплаты регулируется местными законодательными актами.

Для инвалидов 2 группы

Граждане с ограниченной дееспособностью и инвалидностью 2 группы не освобождаются полностью от уплаты сбора за землепользование. Согласно федеральным законам, можно уменьшить на 10 тыс. рублей базу по высчитыванию взносов, при условии, что инвалидность была оформлена до 1 января 2004 г. На уровне органов самоуправления местного масштаба можно не платить налог, если таковая льгота предусмотрена законодательными актами. Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что инвалид 2 группы имеет федеральные и территориальные преференции по выплатам за использование земли.

Для инвалидов 3 группы

Граждане, перенесшие заболевание, травму или имеющие от рождения дефекты физического развития, считаются ограниченно дееспособными с присвоением 3 группы инвалидности согласно сведениям ВТЭК. Состояние инвалидности нуждается в ежегодном подтверждении или дается бессрочно. Скидку по выплатам налоговых сборов за землепользование устанавливают согласно предъявленной справке, удостоверяющей инвалидизацию.

Федеральными властями осуществляется назначение преференции, заключающейся в снижении стоимости земли на 10 000 рублей по ст. 391 НК РФ. Чтобы узнать о дополнительных льготах, надо обратиться в налоговую инспекцию по месту проживания или нахождения земельной территории с документами, подтверждающими наличие привилегии и право владения земельным участком. Местные органы самоуправления редко полностью освобождают инвалидов 3 группы от уплаты сбора.

Как получить льготу по земельному налогу

Чтобы подтвердить право на привилегию по выплатам за использование земельного участка, надо действовать по такому алгоритму:

  1. Убедиться, что вы относитесь к категории льготников, на которых распространятся полное или частичное освобождение от уплаты взносов.
  2. Собрать пакет документации, подтверждающий льготы.
  3. Заполнить заявку на предоставление преференции в местном отделении ФНС. Можно приложить собранный пакет официальных бумаг к прошению, либо указать реквизиты документов, подтверждающих отношение к льготникам.
  4. Отправить заявление удаленно, через Личный аккаунт, открытый на сайте ФНС, либо отдать бланк лично сотруднику инспекции.
  5. Дождаться положительного решения об освобождении от выплат, либо уменьшении конечного платежа.

Заявление в ФНС

С 01.01.2018 г. по приказу ФНС РФ от 14.11.2017 г. за № ММВ-7-21-897 действуют новые правила оформления заявления. Бланк прошения напоминает декларацию, заполнять его надо печатными буквами, разборчиво, указывая следующие сведения:

  • идентификационный налоговый номер;
  • номер участка по кадастровым данным;
  • период, на который предоставляется льгота;
  • название и реквизиты документа, подтверждающего преференцию;
  • дату выдачи официальной бумаги и срок действия;
  • дату заполнения заявки, подпись с разборчивой расшифровкой.

Если к прошению не прилагаются заверенные копии документов, обосновывающих преференцию, то налоговики проверяют подлинность указанных реквизитов. Внимательно заполняйте заявление, чтобы заявка не была отклонена вследствие несовпадения сведений с имеющимися в кадастровой палате и Росреестре данными. После подтверждения льготы придется уплатить сбор согласно пришедшему уведомлению, заполнить бланк декларации и сдать сведения в местное отделение ФНС.

Список необходимых документов

Чтобы использовать правомочие на получение преференции по выплатам, следует подготовить следующий перечень документации:

  • бумаги, обосновывающие право владения участком с указанием площади и района;
  • паспорт;
  • свидетельство, удостоверяющее льготу (пенсионное, ветеранское удостоверение, справка о многодетности, инвалидизации, участии в боевых действиях);
  • квитанции, удостоверяющие отсутствие задолженности;
  • ИНН, СНИЛС;
  • иные официальные бумаги, предусмотренные правоустанавливающими актами местных властей.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Земельный налог относится к местным налогам, поступления от него идут на пополнение местной казны. В связи с этим местные власти имеют ряд полномочий по установлению ставок земельного налога, порядка и сроков его уплаты, а также определяют налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков. При этом ряд льгот установлен на федеральном уровне.

В каком виде устанавливаются льготы?

Льготы могут устанавливаться в виде:

  • освобождения от уплаты налога;
  • снижения налоговой ставки;
  • доли площади земельного участка, не облагаемой налогом;
  • суммы, на которую уменьшается налоговая база (стоимость земельного участка) и которая не облагается налогом;
  • суммы, на которую уменьшается исчисленный налог.

У каждого вида льготы есть свой код, который должен указываться при заполнении декларации.

Федеральные льготы по земельному налогу

Данные льготы установлены непосредственно в НК РФ как для организаций, так и для граждан, в том числе предпринимателей. На федеральном уровне льгота по земельному налогу для юридических лиц предоставляется в виде освобождения от уплаты налога. Категории налогоплательщиков, которые имеют право на льготы, определены в статье 395 Налогового кодекса . К ним относятся организации УИС (уголовно-исполнительной системы), религиозные организации, организации инвалидов, организации - участники СЭЗ (свободных экономических зон) и др.

В отношении физических лиц льготы предусмотрены как в виде освобождений, так и виде не облагаемой налогом суммы. Право на освобождение имеют представители коренных малочисленных народов ().

Уменьшение налоговой базы предусмотрено для инвалидов, Героев СССР и РФ, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и других категорий льготников, указанных в статье 391 Налогового кодекса .

Местные льготы по земельному налогу

Местные власти вправе устанавливать свои льготы. Для того, чтобы с ними ознакомиться, необходимо обратиться к местным нормативным правовым актам. Сделать это можно с помощью специального сервиса ФНС России . Выбрав нужный регион, вид налога, налоговый период и муниципалитет (за исключением Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга), вы сможете получить нужную информацию о видах местных льгот, налоговых ставках, действующих в данной местности. В Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге льготы устанавливаются региональными властями.

Так, в городе Санкт-Петербурге инвалиды 1 группы, инвалиды с детства, инвалиды и ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся радиации, полностью освобождены от уплаты налога (Закон г. Санкт-Петербурга «О земельном налоге» от 23.11.2012). Таким образом, законодатели Санкт-Петербурга расширили объем льготы, предоставляемой федеральным льготникам.

Кроме того, на основании регионального закона льготы получили, в частности, отдельные категории уволенных военнослужащих; родители, опекуны, попечители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; родители, опекуны, попечители, имеющие ребенка-инвалида; пенсионеры.

Региональным законом установлены и льготы для отдельных категорий юридических лиц. Так, не платят налог на землю региональные органы власти, автономные, казенные и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга.

В Москве принят Закон «О земельном налоге» от 24.11.2004 , по которому освобождение от земельного налога получили органы региональной власти и местного самоуправления Москвы, а также московские бюджетные, казенные, автономные учреждения и учреждения профсоюзов; организации, привлекающие к труду инвалидов; ТСЖ, ЖСК, потребительские, жилищные и иные кооперативы; частные некоммерческие организации.

В отношении физических лиц в Москве предусмотрен увеличенный размер льгот. Так, Герои РФ и СССР полностью освобождаются налога. На 1 млн рублей могут уменьшить базу для налогообложения инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, ветераны ВОВ и другие категории федеральных льготников.

Местные льготы установлены в отношении Героев труда, которые полностью освобождаются от налога. Земельный налог для многодетных семей исчисляется с налоговой базы, уменьшенной на 1 млн руб.