Сущность, виды и функции бюджета. Понятие и функции бюджета Бюджет имеет следующие главные функции

Функции бюджетов заложены в их сущности , которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

Распределительная функция бюджета;

Перераспределительная функция ВВП;

Регулирующая функция;

Стимулирующая функция;

Социальная функция;

Функция планирования;

Функция организации;

Контрольная функция.

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель - формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

Определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

Разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

Определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

Разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

Разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

Разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

Определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

Определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

Выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

Разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

Определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

Определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

Контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

Контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
  • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях - во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Бюджет как явление

Определение 1

Бюджет – явление сложное, многогранное, которое нужно рассматривать с различных точек. Он представляет план Государства и состоит из двух частей: доходной и расходной. Имеет силу закона и является выражением финансовых отношений, а также несёт на себе функцию фонда денежных средств.

Значение бюджета определяется отношениями товарооборота в обществе. Его задачей выступает перераспределение денежных средств и их частичное накопление в соответствующих Государственных фондах и покрытие необходимых Государственных расходов.

Функции бюджета

Функции бюджета заложены в их сущность и имеют выражение через свойства:

  1. Распределительная функция выражается в формировании и использовании централизованных фондов средств соответствующих различным уровням власти Государственного и местного управления. С помощью бюджета Государство имеет возможность регулировать хозяйственную деятельность страны, развитие территорий и различных отраслей производства, а также социальную сферу. Путём регулирования Государство целенаправленно увеличивает или сдерживает темпы роста производства, увеличивает или снижает темпы роста капиталов, меняет структуру спроса – предложения.
  2. Перераспределительная функция проявляется непосредственно на стадиях образования доходов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования бюджетов происходит изъятие в пользу Государства части ВВП который перераспределяется между нуждающимися областями экономики.
  3. Регулирующая и стимулирующая функции имеют проявление через налоговые доходы и расходы. Они выступают инструментом стимулирования экономики и инвестиций, повышают эффективность производства.
  4. Социальная функция заключается в социальной направленности бюджетных средств. Это проявляется в поддержке общества , в первую очередь наименее защищённых слоёв населения, здравоохранительных учреждений, образования, культуры и жилищного хозяйства.
  5. Функция планирования определяет бюджетную политику, цели, задачи и пути их достижения. Распределяет полномочия между органами власти. Определяет потребности в денежных средствах в целях обеспечения функций возложенных на соответствующие органы для решения поставленных задач. Разрабатывает пути развития бюджетов на основе расчетных и прогнозируемых данных. Разработка проектов бюджетов, а также мероприятий обеспечивающих исполнение бюджета.
  6. Функция организации бюджета предполагает определение устройства бюджета и его классификации, порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов. Обеспечивает выбор соответствующих кредитных организаций с позиции обеспечения бюджетов необходимыми средствами. Определяет органы ответственные за разработку нормативов определяющих бюджетные структуры в соответствии с задачами.
  7. Контрольная функция взаимодействует с распределительной и обуславливает возможность и обязательность органов контроля за исполнением бюджетов.

Необходимость бюджета

Существования бюджета по своей сути обуславливается существующей системой товарно-денежных отношений, в которой Государство может выполнять свои функции лишь при достаточном финансировании. Бюджет выступает аккумулирующим фондом, в котором за счёт накопления денежных средств всех отраслей экономики образуется и направляется в дальнейшем необходимая для выполнения выполнение функций Государства сумма. Бюджет позволяет обеспечить социальную справедливость в обществе и повышает эффективность использования экономических ресурсов.

Замечание 1

В последние годы наблюдается ещё и стимулирующая функция бюджета выражаемая в выделении средств в приоритетные и хорошо развивающиеся отрасли и побуждающая хозяйственные субъекты к эффективному экономическому использованию что способствует мобилизации внутренних экономических средств.

  • Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
  • 2.3 Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 4. Экономические блага: виды, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
  • 2.5 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи
  • 2.7 Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е. Тема 3. Экономические системы
  • 3.1. Экономическая система общества: понятие, субъекты, элементы, уровни, классификация.
  • Марксизм
  • Неоклассицизм
  • Институицонализм
  • Эволюция экономических систем
  • 3.2 Собственность в экономической системе, ее типы и формы. Реформирование собственности
  • Собственность в экономическом смысле
  • Собственность
  • 3.3 Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство.
  • Способы координации хозяйственной жизни
  • Типы экономических систем
  • Тема 4: Рыночная экономика и ее модели
  • 4.1. Рынок: понятие, основные черты и функции
  • 4.2. Конкуренция: понятие, виды
  • 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
  • 4.4. Фиаско рынка. Роль государства
  • 4.5. Модели рыночной экономики.
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • 1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса
  • 2. Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.
  • 3.Рыночное равновесие и его модели. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.
  • 4. Излишек потребителя и производителя.
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения.
  • 1.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 2.Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  • 3.Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
  • 6.4. Эластичность предложения по цене.
  • 4. Практическое значение теории эластичности.
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики
  • 7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Теория предельной полезности о поведении рационального потребителя на рынке.
  • 7.2. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 7.3. Производственные периоды. Общий, средний и предельный продукты в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора.
  • 7.4. Производственная функция, её графическая интерпретация. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.
  • 7.4. Изокоста. Правило минимизации издержек. Траектория роста.
  • 7.6. Понятие и классификация издержек. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 7.7. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Правило равенства предельных и средних издержек.
  • 7.8. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
  • 7.9. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
  • 7.10.Государство как субъект хозяйственной деятельности. Государственное микрорегулирование.
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • § 8.1. Общая характеристика национальной экономики
  • 8.2. Система национального счетоводства
  • 8.3. Формы национального продукта
  • 8.4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
  • 8.5. Национальное богатство, его состав и структура.
  • Тема 9. Денежный рынок. Денежно- кредитная система
  • Коммерческие банки
  • Тема 10. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования.
  • 12.1. Понятие, структура и функции финансовой системы
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура
  • 12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.
  • 12.4.Налогообложение: сущность, принципы.
  • Тема 11. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель аd-as)
  • 11.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • 11.2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 11.3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность
  • 2. Безработица
  • Последствия безработицы. Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
  • 3. Инфляция, её сущность, формы, измерение. Причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
  • Тема 13.Мировая экономика и современные тенденции ее развития.
  • 5. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
  • Содержание
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура

    Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны. Её структура зависит от государственного устройства. В унитарных странах бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты (бюджеты городов, районов областей). В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны.

    Государственный бюжет выполняет основные функции :

      Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенациональных потребностей.

      Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.

    Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

    Структура доходной части:

      Налоги с юридических лиц.

      Налоги с физических лиц.

      Государственные займы.

      Прочие доходы:

      неналоговые платежи и сборы,

      поступления от продажи лотерейных билетов,

      поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.

    Структура расходной части:

      Социально-культурная деятельность.

      Экономическая деятельность.

      Дотации местным бюджетам областей и г. Минска.

      Оборона и гос. управление.

      Пополнение государственных запасов и резервов.

      Внешнеэкономическая.

    К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды , которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.


    12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.

    Государственный долг

    Когда государственные расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит , в противном случае – профицит (излишек ).

    Причины бюджетного дефицита :

      Расщирение социально-экономических функций государства.

      Увеличение расходов на управление.

      Увеличение расходов на оборону.

      Периодические спады общественного производства.

    Дефицит госбюджета финансируется за счёт:

      Займов у населения, то есть посредством продажи процентных бумаг, таким образом образуется государственный долг.

      Выпуска новых денег, что является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

    Различают:

      Структурный дефицит государственного бюджета, который представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости (это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях полной занятости).

      Циклический дефицит государственного бюджета – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом, который возникает в результатн циклического падения производства.

    Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он становится неизбежным при бюджетном дефиците. Количественно государственный долг определяется как разница между накопленными за определённый период времени бюджетными дефицитами и бюджетными излишками. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 50% ВВП.

    Государственный долг подразделяется на:

      Внутренний – задолженность государства перед своими гражданами. Образуется в результате выпуска долговых обязательств, задолженности по выплате заработной платы и трансфертных платежей.

      Внешний – результат заимствований за пределами государства. Обслуживание государственного долга приводит к следующим экономическим последствиям :

      Снижается уровень потребления для населения данной страны.

      Вследствие роста процентной ставки вытесняется частный капитал, что ограничивает экономический рост.

      Увеличивается уровень налогов, что снижает экономическую активность.

      Перераспределяется национальный доход в пользу держателей государственных облигаций.

    Погашение государственного долга и процентов по нему, то есть управление государственным долгом, осуществляется за счёт:

      Рефинансирования, то есть выпуска новых займов для покрытия задолженности по старым займам.

      Конверсии, то есть изменения условий займа относительно доходности (изменение процентных ставок).

      Консолидации, то есть изменения условий относительно сроков погашения (превращение краткосрочных облигаций в среднесрочные и долгосрочные).