Какую систему налогообложения выбрать для тендеров. Ндс, возникающий при осуществлении поставок для государственных нужд у организаций, применяющих усн. Где пройти обучение процедуре госзакупок

Зачастую предприниматели, начиная участвовать в государственных закупках, не знают, какую систему налогообложения лучше выбрать. На собственном опыте мы подобрали самую оптимальную схему налогообложения для участвующих в госзакупках.

Все мы привыкли работать на ОСНО, контролируя свой НДС, однако, играя по правилам 44 Федерального закона, выгодней использовать УСНО.

Согласно ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого на основании ст. 174.1 НК РФ.

Кроме того, «упрощенцы» уплачивают НДС в случае, если они являются налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

На практике, при проведении закупок, цена устанавливается с учетом НДС. И, являясь Исполнителем, уплачивающим НДС в бюджет, мы получаем классическую картинку – нас обыгрывают «упрощенцы», ведь они освобождены от уплаты данного налога, что позволяет им предложить меньшую цену и забрать выгодный контракт.

Федеральным законом № 44‑ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений п. 1 – 4 ст. 95 данного закона. При оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках муниципального контракта, заключенного с победителем открытого аукциона в электронной форме, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим УСНО, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Как выбрать оптимальную схему налогообложения?

Упрощенная система налогообложения предусматривает два подвида возможной налоговой ставки – 6-процентой (Доходы) и 15-процентой (Доходы — расходы). Оптимально выбрать систему можно, исходя из того, каким образом вы собираетесь исполнять контракт. К примеру, если вы «забрали» аукцион на выполнение строительных работ, и планируете подключать услуги субподрядных организаций, вам было бы выгодней работать на 15-процентой Упрощенной Системе Налогообложения – так вы уменьшите свой налог от оплаты контракта на сумму, уплаченную субподрядной организации. Если же Вы планируете покрывать свои расходы на исполнение того или иного контракта зарплатами, то, возможно, вам гораздо удобнее было бы использовать 6-процентую систему налогообложения — в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщики на УСН с объектом «доходы», вправе уменьшить исчисленную за налоговый, или отчетный период, сумму налога (авансового платежа) на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на суммы пособий по временной нетрудоспособности, уплаченные этот же период (не более чем на 50% от уплаты страховых взносов!).

Так же, если вы являетесь поставщиком определенных товаров/услуг, вы можете приобрести патент на данную деятельность. (Данный способ подходит только для Индивидуальных предпринимателей, средняя численность наемных работников которых, не превышает 15 человек). Отличительной особенностью данного режима является отсутствие отчетности, замена трех основных налогов общего режима, одним – единым. Отметим, что при расчете стоимости патента, невозможность учесть уплаченные страховые взносы. Также обратите внимание, что законом субъекта РФ ставка по патенту может быть снижена до 0%. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, приведены на официальном сайте Налоговой Российской Федерации — https://www.nalog.ru/

Если вы планируете иметь разные направления бизнеса, рекомендуем «дробить» компанию, выделяя несколько отдельных юридических лиц, подбирая оптимальную систему налогообложения для каждой. Например, для деятельности, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, лучше приобрести патент, а для клининговых услуг по субподрядным договорам – перейти 15-процентую «доходы минус расходы». Выстроив правильную налоговую политику в компании, вы сможете сэкономить большую сумму ваших доходов.

Бухгалтер Tender-build
Свинова Анастасия

Отказ от ответственности в соответствии с требованиями законодательства в области информационных технологий.

Все высказывания и примеры на сайте по поводу получения доходов или прибылей, уже размещенные или которые будут размещены на сайте ПРИЗОВОЙ ЕМАЙЛ (в дальнейшем Сайт) - всего лишь предположения по поводу предстоящих или текущих заработков, доходов, и не являются гарантией их получения. Не существует также гарантий, что чей-либо опыт, касающийся предпринимательской деятельности, заработков или доходов, можно использовать как указание к действию, которое может дать желаемые финансовые результаты. Суммы доходов в их денежном эквиваленте связаны с целым рядом различных факторов. Мы не даем инструкций и какой-либо информации по поводу Вашей будущей деятельности и финансовых успехов точно так, как не распоряжаемся Вашей личностью, данными, деловыми качествами, этическими нормами поведения, направлениями деятельности, - всем тем, что может повлиять на вероятность получения доходов в малых или средних эквивалентах. Мы не можем гарантировать получение точно таких же заработков, какие получают другие лица. Все риски по неполучению доходов вы берете на себя. Трудовая, деловая, предпринимательская деятельность через сеть Интернет, проводимая с целью получения доходов и прибылей связана с разными рисками. Принимая решение заниматься подобным родом деятельности на основании любой информации, что содержится в нашей инфопродукции и напрямую касается наших услуг, которые мы предоставляем на данном веб-ресурсе, вы должны учитывать возможные моменты неполучения прибыли или принятия некоторых возможных убытков. Вся наша продукция и услуги созданы с образовательной и ознакомительной целями, поэтому пользоваться ими нужно вдумчиво, с мерами предосторожности и опираясь на опыт профессионалов - наставников или тренеров. Прежде чем начинать любую предпринимательскую деятельность, основываясь на предоставленной информации, получите консультацию юриста и бухгалтера, а также профессионала в области маркетинга. В случае получения каких-либо доходов, Вы также самостоятельно несете ответственность перед законодательством Вашей страны проживания, а также налоговым законодательством, в том числе Вы несете ответственность за оформление предпринимательской деятельности в соответствии с законом Вашей страны. Так же если это предусмотрено Законом Вашей страны вы обязаны самостоятельно вести юридически свою предпринимательскую деятельность и платить налоги. Данный отказ от ответственности гласит о том, что Вы даете свое согласие на то, что сайт не несет ответственности за ошибочно принятые Вами решения по поводу доходов, прибылей, способов ведения бизнеса, продукции тренинг-центра, предоставляемых услуг или других материалов, что размещаются на данном сайте: текстовой, аудио и видеоинформации. Продолжение пользования сайтом означает Ваше автоматическое согласие на принятие и Отказа от ответственности.

Налогообложение ИП в 2019 году - это порядок взаимодействия предпринимателя с налоговой службой. От того, по какой системе налогообложения работают ИП, зависит налоговая нагрузка на бизнес. Кроме того, выбранный налоговый режим влияет и на то, по какому тарифу будет платить предприниматель взносы за наемных работников в пенсионный фонд и соцстрах.

Какую систему налогообложения выбрать для ИП

Законно платить минимально возможную сумму налогов - это право налогоплательщика. Чтобы им воспользоваться, нужно учесть ряд критериев.

ОСНО можно применять в любой деятельности. Для УСН спектр сужается - нельзя производить подакцизные товары, заниматься банковской, страховой деятельностью - полный список можно найти в ст. 346.12 НК РФ. Для ЕНВД список разрешенных занятий для бизнесмена есть в ст. 346.26 НК РФ: в основном это услуги населению и торговля в магазинах с площадью менее 150 кв. м. ЕНВД есть не в каждом регионе - в столице ЕНВД отменили, по всей России этот налоговый режим должен был прекратить свою деятельность в 2018 году, но позже чиновники решили отложить полный запрет ЕНВД до 2021 года.

У этого спецрежима близки к ЕНВД - торговля и услуги (смотрите ст. 346.43 НК РФ). Отличие в том, что у ПСН меньше сфера применения. Еще один недостаток - для каждого вида деятельности нужно брать отдельный патент, а если вы решите перенести бизнес в другой субъект РФ - то патент там будет недействителен.

ЕСХН могут применять именно производители сельхозпродукции, а не обрабатывающие производства. При этом, сельхозпроизводство должно быть основным видом деятельности предпринимателя и приносить больше 70% дохода.

Вы уже обратили внимание, что на всех специальных налоговых режимах платить НДС не нужно, кроме НДС при ввозе товаров в РФ. С одной стороны, это плюс для предпринимателя: НДС один из самых сложных для расчета и уплаты налогов. С другой стороны, крупные заказчики не станут работать с предпринимателем, который не выставляет НДС в цене покупки, что является в какой-то мере ограничением для расширения бизнеса.

2016 год принес предпринимателям долгожданное смягчение налогового бремени - чиновники разрешили местным властям снижать налоговую ставку по ЕНВД, ПСН и УСН, по последним двум налоговым режимам даже до нуля, так называемые . Налогообложение ИП на УСН и ПСН может производиться по нулевой ставке в течение двух лет при выполнении следующих условий:

  • предприниматель впервые зарегистрировался после принятия соответствующего регионального закона;
  • работать будет в производственной, социальной или научной сфере.

Аналогичные условия действуют и для ПСН. Напоминаем вам, что упрощенная система налогообложения для ИП в 2019 году, как и остальные налоговые режимы в рамках налоговых каникул, не освобождает бизнесмена от уплаты и сотрудников во внебюджетные фонды.

Вы не обязаны ограничиваться одним налоговым режимом для всех видов деятельности - законодательство разрешает совмещать системы налогообложения. Например, у вас есть крупное производство продуктов питания и сеть магазинов по региону. Тогда производство может работать на ОСНО (поскольку оптовым покупателям важно выставлять НДС в цене приобретения к возмещению), а розничная торговля в магазинах - на ЕНВД. А вдруг вы еще и сдаете квартиру или по вечерам готовите школьников к ГИА или ЕГЭ? Тогда вдобавок к ОСНО и ЕНВД вы можете задействовать патентную систему налогообложения для ИП.

Итак, как узнать систему налогообложения ИП с минимальной налоговой нагрузкой? Невозможно дать однозначный ответ - нужно учитывать не только специфику будущего бизнеса, но и учитывать изменения в законодательстве и установленные на федеральном и региональном уровне льготы.

Мы готовы помочь вам в этих расчетах и предлагаем бесплатную консультацию по налогообложению ИП: специалисты 1С:БО проведут всесторонний анализ данных о регионе работы будущего бизнесмена и видах деятельности и предложат самый выгодный налоговый режим.


Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Государственный заказ всегда желанен для предпринимателей. Контракт с государственным заказчиком позволяет закрепиться на рынке, сохранить (а иногда и увеличить) рабочие места и объемы производства, дает определенную уверенность в завтрашнем дне даже в кризисные для экономике периоды. Вместе с тем участие в размещении заказа зачастую таит в себе массу «подводных камней», столкновение с которыми может иметь негативные последствия для потенциального поставщика товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Для участников размещения заказов, применяющих УСН, одним из таких моментов является включенный заказчиком в цену контракта налог на добавленную стоимость.

Можно ли подписывать государственные контракты с участниками торгов, применяющими УСН?

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом № 94-ФЗ и иными федеральными законами.

Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе тот, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах и подписывать государственный (муниципальный) контракт с государственным заказчиком.

Начальная (максимальная) цена контракта

Законом № 94-ФЗ предусмотрено, что документация о размещенном заказе должна содержать сведения о порядке формирования цены контракта (цены лота) (с учетом таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Таким образом, заказчик должен изначально указать в документации о размещенном заказе сведения о том, включает в себя начальная (максимальная) цена контракта сумму налога на добавленную стоимость или нет.

Если заказчик указал в документации начальную (максимальную) цену контракта без учета налогов, никаких проблем возникнуть не должно: участник размещения заказа предлагает цену, за которую он готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) по государственному контракту, а заказчик оплачивает стоимость товаров (работ, услуг) по цене, указанной в контракте.

Как быть, если цена контракта указана с НДС?

К сожалению, законодателем не урегулирован вопрос о порядке действий при заключении участником размещения заказа, применяющим УСН, государственного контракта, включающего в стоимость товара (работ, услуг) по нему сумму НДС.

И если для участников размещения заказа - физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, законодатель прямо предусмотрел порядок действий («уменьшение оплаты такого контракта на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта»), то для «упрощенцев» такого правила Закон № 94-ФЗ не предусматривает.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что применение аналогии в данном случае вполне уместно и не нарушает прав и законных интересов «упрощенца».

Так, государственный заказчик включил в проект государственного контракта условие следующего содержания: «Пункт 1.2. Общая сумма контракта с учетом НДС 18 %... в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена государственного контракта снижается на сумму НДС без изменений предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции».

Антимонопольный орган счел данное положение контракта нарушением Закона № 94-ФЗ, о чем вынес решение по делу № 11-02/57-712/11. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 № 09АП-4319/2012 требования заказчика о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о размещении заказов удовлетворены, поскольку решение антимонопольного органа не соответствует закону. Суд разъяснил, что если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной схеме налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет налог на добавленную стоимость, вследствие чего интересы организации, применяющей УСН, не ущемляются.

И все же как поступить, если документация заказчика не предусматривает какого-либо определенного порядка действий «упрощенца», выигравшего тендер на заключение контракта с учетом НДС?

Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

Пунктом 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что цена госконтракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4. ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ. Цена госконтракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения муниципального контракта.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой НДС, исчисляют сумму этого налога, подлежащую уплате в бюджет, лишь в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Таким образом, находящийся на УСН участник размещения заказа при формировании ценового предложения контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта поставщику-«упрощенцу» следует представить заказчику счет-фактуру с выделением НДС. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 № 09АП-12094/2011).

Вместе с тем существует противоположная административная и судебная практика, согласно которой в случае, если победитель торгов применяет УСН при заключении контракта, при указании цены контракта вместо указания суммы НДС или процентной ставки должен выставлять заказчику счет-фактуру.

В этом случае при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (см. письма Минфина России от 28.12.2011 № 02-11-00/6027, от 26.01.2012 №03-07-11/21, а также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 № А10-5127/2011).

Пример из судебной практики

Заказчик обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Поставщику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 5 124 551 рубля 69 копеек по муниципальному контракту от 22.06.2010 № 4 в связи с завышением стоимости контракта на величину НДС.

В удовлетворении требования отказано, поскольку работы выполнены в соответствии с условиями контракта и оплата произведена по согласованной в нем цене, которая на сумму НДС ответчиком не увеличивалась, так как в представленных в дело справках НДС не выделен и не включен в стоимость работ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 № А53-17385/2011).