Экономические реформы гайдара егора тимуровича. «Гайдарономика»: что это было? Оценки реформ правительства Гайдара Реформы е гайдара

Из-за включения Егора Гайдара 6 ноября 1991 г. в состав Правительства, именно с этой датой связывают начало преобразований в экономическом секторе страны. Задача власти была ясна – как можно скорое освобождение от коммунистического гнета. Данные цели предполагали существенные изменения в плановом хозяйствовании страны.
Произведенное Гайдаром реформирование послужило толчком к созданию свободного рынка. Резкие перемены, заключавшиеся в либерализации розничных цен, переустройстве деятельности налоговой службы и создании рычагов внешней торговли именуют «шоковой терапией».

Либерализация цен

Назначению Е. Гайдара заместителем Председателя Правительства в сфере экономики предшествовала речь президента Бориса Ельцина на Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Было объявлено о необходимости введения одной из ключевых составляющих рыночных отношений.
1 декабря состоялось публичное провозглашение курса на либерализацию, реализуемую в кратчайшие сроки. Союзные республики выступили против предстоящих планов, все еще поддерживающих с РФ единую систему денежных расчетов в рублях. Новые законопроекты озвучивались главой государства, но их составлением занимался Егор Тимурович с собственной командой.
Указом от 2 января 1992 г. «О мерах по либерализации цен» провозглашен курс на перемены, мгновенно заявивший о себе. Отменено регулирование 80% оптовой стоимости товаров и 90% расценок в розницу. Властью контролируются лишь самые необходимые продукты: молоко, хлебобулочная продукция и некоторые другие. В обществе действует принцип турбулентности, под воздействием которого в результате краха плановой системы и советской формы правления население пребывает в нищенском состоянии.

Программа

При подготовке основных концепций правительство ориентируется на основополагающие принципы управления рынка западными державами. До окончательного решения рассматривались варианты, предложенные ведущими специалистами того времени - Явлинским, Шаталиным, Сабуровым, Абалкиным.
Концепция Гайдара одерживает верх. Наряду с преобразованиями в экономике возникает потребность в обновлении национальной государственности, пустовавшей после исчезновения коммунистического порядка. Основные направления помещены в документах:
o «Ближайшие экономические перспективы России».
o «Стратегия России в переходный период».
Сформулированными кризисными моментами являются: инфляция, платежи и выстроенная система, в результате которой государственные инстанции оказываются не в состоянии управлять ресурсами. Требуется реструктурирование в совокупности с повышением общего уровня по примеру Польши в правительстве Раковского.
Предполагаемый полугодовой срок инфляции был не под силу для страны, поэтому проект не был признан. В результате намечается мгновенная радикальная либерализация. По прошествии времени оба пути оказываются ошибочными, не сулящие позитивных сдвигов.

Развал экономики

Либерализация вызвала многочисленные негативные последствия. Причинами являлись резкие перемены. Монетарная политика в 1992 г. отнимает у предприятий оборотные средства. Для погашения дефицита бюджета Центробанком выдавалось множество кредитов производству, фермерам на селе и бывшим советским республикам. Инфляция в данный период достигает 2500 %.
Причиной коллапса называется отсутствие замены денежной массы, избавившей бы страну от вышедших из употребления советских рублей. Новая валюта входит в оборот лишь в 1993 г. Число людей с низким уровнем дохода составляет 45%. Прежние вклады людей в Сбербанке обесценились.

Приватизация

Процесс предполагал возникновение класса собственников – надежной поддержки проводимого курса при тотально обанкротившихся заводах и фабриках при продаже их почти за бесценок. Из-за лавинообразного характера подобных действий сделкам сопутствовали серьезные злоупотребления.
В 90-х гг. после прекращения реформ состоятся залоговые аукционы по переходу наиболее значимых предприятий к новым владельцам по чрезвычайно заниженной стоимости. Явление порождает класс олигархов, еще более расширивший дистанцию между разбогатевшей и обедневшей частью населения.
Причинами крайне негативных последствий считается желание стремительного отказа от советской системы хозяйствования с усиленной монополизацией и централизацией. Ускоренные темпы продаж приводят к непростительным ошибкам. Опросы социологов показывают признание приватизации 80% гражданами страны нелегитимной.

Система ваучеров

Приватизационный чек – неотъемлемая составляющая, предназначенный для обмена на активы на предприятиях. Переданный в частные руки, он открывал путь в частную собственность. Выпущено 146 млн ваучеров. Население напрямую не участвует в процессе, но может:
Вложить бумагу в качестве акции в предприятие по месту занятости.
Передать в чековый инвестиционный фонд. Число подобных организаций превышает 600.
В реальности они оказываются многочисленными объектами для спекуляции. Для получения прибыли владельцы отчуждали их нечестным коммерсантам или вкладывали в ЧИФы в надежде получения солидных дивидендов. При скором падении их стоимости люди начинают стремительно избавляться от ваучеров, оседающих у пребывающих в тени торговцев, чиновников и административного ресурса.
По подсчетам, по спекулятивным расценкам приобретено 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 млрд долларов при действительной оценке в 200 млрд. «Дикий капитализм» разрешил 10% населения управлять национальным достоянием. Масса финансов поступает от экспорта природных ресурсов - газа, нефти и цветных металлов, но новые хозяева не торопятся возвращать прибыль, за счет чего сумма внешнего долга значительно увеличивается.

Аграрный сектор

В 1992 г. перемены проникают в деревню. Возникает другой вид хозяйствования - закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы и товарищества, в общей массе занявшие 2/3 хозяйств, которых кризис затронул напрямую. Для работы не доставало сельскохозяйственной техники, машин и удобрений.
Повсеместно устранялись пережитки прежней системы в виде совхозов и колхозов. В 1992 г. в стране образовывается 60000 индивидуальных хозяйств фермеров. Нехватка оборудования намного снижает сбор урожая. В 90-х гг. производство уменьшается на 70%. Из-за повышенных расходов на реагенты и технику фермеры не в состоянии обеспечить страну необходимым количеством продовольствия.

Оборона и промышленность

В 1992 г. сокращается закупка вооружения ввиду чрезмерных растрат бюджета в СССР при ВПК. Из-за кризисной ситуации предприятия закрывались по причине банкротства и перепродавались. Происходящее коснулось исследовательских и конструкторских бюро.
Высококвалифицированные кадры теряют работу. Период ознаменуется интенсивной «утечкой мозгов» за границу - ученых, инженеров, программистов, конструкторов и других категорий специалистов. Просчеты заключались:
 В отсутствии реструктуризации.
 Перевода заводов в резерв.
 Снятия ограничения на ввоз товаров, отрицательно отразившегося на отечественных предприятиях.

Отставка

В декабре 1992 г. Егор Гайдар добровольно подает заявление об отставке, что становится причиной компромисса между Верховным Советом и президентом. В 1993 г. депутаты отказываются от собственных обязательств, что вызывает новый конфликт, переросший в уличные столкновения, названные октябрьскими событиями.
Возвратившись в Правительство, реформатор пребывает на посту министра экономики и покидает кресло лишь 20 января 1994 г. по окончательном завершении экономических преобразований. Наступает новая действительность.

Положительные моменты

До первой отставки Е. Гайдар пытается объективно оценить личную деятельность на посту. Позитивные сдвиги в экономике заключались в:
 Изменении системы налогообложения.
 Процессе приватизации.
 Преобразовании аграрного сектора.
 Реструктуризации ТЭК.
 Образовании компаний по добыче нефти.
 Уменьшении затрат на приобретение боевого оснащения и техники.
Заслуживают похвалы право на свободную торговлю, возврат долгов и снижение дефицита бюджета. Е. Т. Гайдар приветствовал коммерции в вывозе вооружений. Создаются инвестиционные компании и биржи, абсолютно нереальные в советскую эпоху.

«Шоковая терапия»

Из-за невиданной в мире смены режимов правительство России в чрезвычайно сложной обстановке занимается оздоровлением экономики. Некоторые нюансы пришлось перенять у партнеров по социалистическому лагерю. Временные места для работы создавались по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Прилавки на улицах частично наполнялись, возникая хаотично и без должного управления.
Реформирование правительства Е. Гайдара совершается со значительным опозданием. Время упускается в 80-х гг. при начавшихся проявлениях кризиса. Основанная на сырьевых ресурсах экономика страны Советов переживает агонию из-за упадка стоимости нефти, приведшей к очередям в магазинах и карточной системе задолго до преобразований Гайдара. Название вполне оправданно ввиду происходивших изменений поистине в экстремальной обстановке.

Издание: История России: XX век. Пособие для поступающих в вузы

§ 2. Экономика России в 1992–2002 гг.

Реформы Е. Т. Гайдара

Экономика постперестроечной России, конституционное устройство страны должны были прийти в соответствие с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, демонополизацию и приватизацию предприятий, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Экономическая программа реформ, разработанная вице-премьером правительства России Е. Т. Гайдаром, предусматривала либерализацию цен, а затем и приватизацию государственного сектора экономики. Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост цен (в 1991 г. по отношению к 1990 г. цены увеличились в 2,6 раза) планировалось компенсировать на 70% социальными пособиями, ростом заработной платы, пенсий, стипендий. После годового осуществления реформы общество должно было почувствовать первые позитивные итоги.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: ценообразование более не регулировалось, торговля стала свободной. По замыслу Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000–1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом зарплата возросла в 1992 г. лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина - Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Главным же положительным итогом на начальном этапе реформирования стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Предполагалось, что стабилизация финансов России приведет к росту внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. В документе также отмечалась целесообразность свободного установления цен на энергоносители и доведения их к концу 1993 г. до мирового уровня. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка создавали предпосылки для проведения второго этапа реформ - приватизации государственного сектора экономики. Предложенная программа реформ получила поддержку президента России Б. Н. Ельцина.

Сокращение зимой-весной 1992 г. государственных дотаций предприятиям (для снижения уровня инфляции, по замыслу Е. Гайдара) встретило отпор со стороны директорского корпуса. Хотя промышленная продукция стала стоить намного дороже, большинство предприятий, включая отрасли нефтяной и газовой промышленности, после либерализации цен оказались убыточными. Это объяснялось как повышением тарифов на перевозку товаров и энергоносители, так и падением покупательского спроса и целенаправленным снижением государственного заказа. Обострилась проблема взаимных неплатежей. К 1 июня 1992 г. их сумма достигла около 2 трлн руб. Директора предприятий настаивали на получении льготного государственного кредита с дальнейшим покрытием задолженностей по взаиморасчетам. Подобная точка зрения нашла поддержку Верховного Совета и Центрального банка России. 28 июня 1992 г. ЦБ предоставил такой кредит предприятиям. В оборот влились новые, не обеспеченные товарами и услугами финансовые средства, усилившие инфляцию. Крах промышленности удалось предотвратить посредством кредитов и нового витка гиперинфляции. Средние темпы роста денежной массы во второй половине 1992 г. возросли с 11,4 до 28% в месяц.

Выход из сложившейся ситуации правительство Е. Гайдара (с июня 1992 г. он исполнял обязанности премьера) видело в замене государственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, а также инвестициями частных лиц. Таким образом, ключевым становился вопрос о приватизации государственного сектора. Согласно схеме, разработанной Комитетом госимущества России во главе с А. Чубайсом, были намечены два основных варианта приватизации. Первый из них предусматривал льготное приобретение работниками около 50% акций своего предприятия. Второй вариант - приобретение работниками предприятий контрольного пакета акций в 51% на более жестких условиях. Но в обоих случаях значительная часть акций сосредоточивалась у директорского корпуса. Оставшиеся акции поступали в открытую продажу для российских граждан в обмен на специальные приватизационные чеки.

19 августа 1992 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». 1 октября 1992 г. началась выдача ваучеров (приватизационных чеков) населению по номинальной стоимости 10 тыс. рублей (ваучерная приватизация).

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети. В результате в стране появилось 40 млн номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, скупивших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Усилилась критика правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находилось около 44% жителей России). Спад производства в стране за первые девять месяцев реформ составил около 20%. В конце 1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления - на уровне 1960-х гг. Все это способствовало развитию социального кризиса, вело к падению популярности правительства Гайдара.

В таких условиях президент пошел на изменение состава правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил В. С. Черномырдин. Официально закончился первый период российских реформ в экономике, получивший название «реформ Гайдара».

Экономическое развитие России в 1993–1996 гг.

В 1993 г. правительство отошло от прежних представлений о роли вмешательства государства в экономику, уже не абсолютизируя свободный рынок. Новый курс в экономике определялся В. С. Черномырдиным, представителем нефтегазового комплекса. Правительство в эти годы в большей степени учитывало интересы российской промышленности, особенно экспортных отраслей, пополняющих бюджет валютой. Было объявлено, что цели деятельности кабинета министров в 1993 г. - финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции до 5% в месяц, поддержка отечественных производителей.

8 февраля 1993 г. в России был зарегистрирован «Гражданский союз» - центристское движение, связанное с промышленными кругами и созданное А. Вольским. Одним из его программных пунктов было требование к государству принять меры, направленные на поддержку своих отраслей промышленности. Правительство Черномырдина пыталось наладить контакты с подобными организациями, демонстрируя готовность вернуться к частичному государственному заказу. Вместе с тем оно должно было учитывать гораздо более радикальные (либерально-рыночные на тот момент) взгляды президента России и противостоять давлению парламента, выступавшего за полный возврат к системе госзаказа и госкредитования. Политическое противостояние исполнительной и законодательных ветвей власти в 1993 г. сужали инициативу правительства, мешали его эффективной работе.

Несмотря на ряд предпринятых мер, продолжилось падение производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем не стоит преувеличивать эти итоги: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось правительству Черномырдина остановить и продолжавшийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. составил 59,8% от показателей 1990 г. Безработными оказались 7,8 млн человек (10,4% активного населения страны), и цифры безработицы продолжали увеличиваться.

Президент по итогам парламентских выборов в декабре 1993 г., на которых проправительственные и пропрезидентские движения набрали только около 1/3 голосов, несколько скорректировал экономическую политику правительства Черномырдина. В 1994–1997 гг. поддержку государства ощутили некоторые отрасли отечественной, прежде всего добывающей, промышленности.

По сравнению с первыми годами реформ за счет усиления государственного регулирования экономическими процессами темпы инфляции несколько снизились, уменьшились и темпы падения производства. В 1994 г. динамика роста цен по сравнению с 1993 г. снизилась в 3,1 раза. Однако финансовой стабилизации добиться так и не удалось, что показало скандальное прекращение деятельности АО «МММ», «Чара», «Русский дом Селенга», «Тибет», «Властелина» и других финансовых пирамид, умело использовавших разгул инфляции в мошеннических целях; «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда курс доллара в течение дня вырос почти на треть - с 3081 до 3926 рублей.

Экономическая политика правительства в 1995–1996 гг. была ориентирована на экспортные отрасли производства. Положительное сальдо России в торговле составило в 1996 г. около 40 млрд руб. В стране стали появляться благополучные в экономическом отношении районы, специализирующиеся на экспортных отраслях промышленности (газ, нефть, металл). На основе топливно-промышленных предприятий сложились крупнейшие в стране финансово-промышленные группы (ФПК). Среди них - «Интеррос» («ОНЭКСИМ банк», «Норильский никель», «Новокузнецкий металлургический комбинат»), «Лукойл» (7 нефтедобывающих предприятий, 23 нефтеперерабатывающих завода, 3 финансово-инвестиционные компании) и др.

Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом, производством и вывозом сырья, по-прежнему оставались в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производства в целом по стране составлял около 4% в год. Сокращение объемов производства по сравнению с советским периодом достигло на конец 1996 г. 60–65%, что было выше показателей периода Великой Отечественной войны. В стране не удавалось создать стабильную финансовую систему, задержки зарплаты бюджетникам составляли до двух лет.

Экономическое развитие России в 1997–2000 гг.

6 марта 1997 г. в ежегодном послании Федеральному собранию президента Б. Н. Ельцина было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. Среди приоритетных направлений обновленного состава правительства, в которое вскоре в качестве вице-премьеров вошли Б. Немцов и А. Чубайс, обозначалась разработка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, ликвидация задолженности по зарплате к 31 декабря 1997 г., борьба с коррупцией.

Однако работа нового состава правительства свелась в основном к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Среди важнейших решений кабинета министров - секвестр бюджета 1997 г. в социальной части, вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов, размещение новых займов еврооблигаций и Государственных краткосрочных обязательств, проведение нового этапа приватизации, прежде всего топливно-сырьевой промышленности. Привлечение дополнительных финансовых средств ($6 млрд иностранных займов против $2 млрд в 1996 г.), прекращение финансирования военной кампании в Чечне, поступления от приватизации, политика жесткой социальной экономии позволили, согласно официальным данным, достичь прироста валового внутреннего продукта в России на 1% за первое полугодие 1997 г. При этом следует отметить опережающий рост производства в легкой промышленности, составивший более 9%. Это был первый реальный успех в новейшей истории российской экономики за весь постперестроечный период. Следует, правда отметить, что прироста удалось добиться за счет массового привлечения инвестиций и займов, что означало рост государственных обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Серьезной проблемой оставались инфляционные процессы. В августе началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил Указ Президента РФ от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». С 1 января 1998 г. проводилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации экономических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина-Чубайса стал расти. Считая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи государственной власти, Б. Ельцин решил использовать ситуацию для подготовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. Черномырдин и Чубайс были отправлены в отставку. Их заменил молодой реформатор С. Кириенко.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по его обслуживанию составляли в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. - 24, в 1998 г. - 30%. Новое правительство попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход привел первоначально к росту цен (на 10%), а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внутренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства Кириенко стала неизбежной.

По оценке Госкомстата России, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе достигла 33 млн человек.

11 сентября правительство России возглавил Е. М. Примаков, взяв курс на стабилизацию экономики. Было заявлено об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Повышены ставки подоходного налога с граждан, с одновременным снижением налогообложения производственных инвестиций, НДС. Ослабление налогового бремени на «реальную экономику» (образное выражение Примакова, подразумевающие производящие отрасли), наряду с сокращением импорта в Россию (вызванного падением национальной валюты), способствовало оживлению отечественной промышленности. Подобный курс правительства получил поддержку парламента.

Предпринимались также меры по укреплению национальной валюты. Так, был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров - они должны были продавать 75% валютной выручки на биржах. Вводились более строгие таможенные правила. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны.

Впервые наметилось реальное снижение государственных расходов на аппарат. В течение первого полугодия 1999 г. экономическое положение России стабилизировалось. Однако приближающиеся президентские выборы диктовали свои условия, и правительство Примакова ушло в отставку. Два следующих кабинета министров (С. Степашина и В. Путина) занимались в основном политическими задачами, откладывая серьезные экономические преобразования до окончательного решения вопроса о власти.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара ». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической . Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дополнительные источники:

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

Страница 4 из 28


«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы

Главным идеологом нового правительственного курса и первым вице-премьером, а также министром экономики и финансов был Е. Гайдар, в июне 1992 г. Указом Президента Б. Ельцина на него возложили обязанности Председателя Правительства России. Наряду с Е. Гайдаром в разработке и осуществлении программы радикальных реформ, основанной на западной модели развития, активное участие принимали А. Шохин, назначенный вице-премьером по социальным вопросам, А. Чубайс – председатель Комитета по управлению государственным имуществом,
П. Авен – министр внешнеэкономических связей, В. Лопухин – министр топливной промышленности и энергетики, В. Машиц – председатель Комитета по экономическому сотрудничеству со странами СНГ и др. Особенность этого «правительства реформ» состояла в том, что почти никто из новых министров не имел практического опыта государственного управления и хозяйственного руководства. Новое правительство отдало приоритет задачам перехода экономики к рыночным методам хозяйствования. Его важнейшие мероприятия предусматривали либерализацию цен на основную часть товаров и услуг; либерализацию внешней торговли как одного из важнейших средств наполнения рынка товарами и продвижения к открытой экономике; финансовую стабилизацию – подавление инфляции, ужесточение кредитной, денежной и финансовой политики, укрепление курса национальной валюты; радикальные структурные реформы – приватизацию , форсирование банкротства нерентабельных производств и ряд других.

Либерализация цен – это частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. Либерализация внешней торговли – это снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Приватизация - передача в частную собственность государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций и др.) за плату или безвозмездно.

Эти преобразования, осуществляемые в народном хозяйстве правительством Е. Гайдара до декабря 1992 г., в научной и исторической литературе получили название «гайдаровские реформы».

С самого начала реформаторы отказались от разработки и проведения в жизнь т.н. «мягкой» концепции рыночных преобразований, в отличие от бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы и Китая они стали на путь, который предусматривал проведение жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики без осуществления контроля над ценами и доходами.

Реформы изначально носили конфликтный характер. Они были направлены на выход из социально-экономического кризиса страны, но путем быстрого и радикального изменения всей прежней системы хозяйствования.

Экономические реформы Е. Гайдара проводились при пустой казне, в условиях отсутствия минимального консенсуса в обществе относительно самих реформ и соответствующего «баланса» между законодательной и исполнительной властями. Это приводило к трениям и постоянным конфликтам, что тормозило последовательное осуществление намеченных мероприятий. Консенсус - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Кроме того, допускались ошибки в проведении самой реформы, имели место недооценка объективных факторов экономического развития и преувеличение стихийных, рыночных механизмов регулирования экономики. В области экономической политики приоритет отдавался выбору общей стратегии проведения реформ в ущерб разработке тактики и выработке конкретных механизмов осуществления принимаемых решений.

Правительство, приступавшее к реформированию российской экономики, было уверено и в том, что цена реформ не станет слишком высокой, и россиянам «хуже и трудно» будет примерно полгода. «Нам будет трудно, - заявил Б. Ельцин 30 декабря 1991 г., - но этот период не будет длинным. Речь идет о 6-8 месяцах». Он обещал достижение стабилизации экономики и постепенное улучшение жизни людей к осени 1992 г.

В первоначальных мероприятиях правительства Е.Гайдара и выбранного им варианта реформ, имевшего тяжелые последствия для благосостояния населения, выделяют три этапа.

Первый этап, рассчитанный на один-полтора года – либерализационный. Он начинался в январе 1992 г., все решения, принятые в этот период по стабилизации экономики, можно отнести к решениям ортодоксального характера, поскольку государство устранялось от регулирования процесса производства и цен. На этом этапе предполагалось быстро осуществить либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также приватизацию, способную обеспечить конкурентную среду на рынке и создать многомиллионный слой собственников.

Второй этап, охватывавший период в два года, - стабилизационный. Предполагалось, что на этом этапе прекратится спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется курс национальной валюты, повысится социально-экономический уровень жизни населения.

Третий этап, рассчитанный до конца 1995 г., - инвестиционный. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением финансовой стабилизации.

В целях осуществления «шоковых» реформ правительство разрабатывало на основе соответствующих Указов Президента конкретные программы. Среди них: «Программа углубления реформ» (июль 1992 г.); «Трехлетний план реформ», составленный правительством в конце 1992 г. с таким расчетом, чтобы его можно было реально контролировать и ежегодно обновлять; программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики на 1993-1995 гг.» (август 1993 г.) и другие. Все они включали ряд мер в духе «шоковой терапии», ориентировали на создание рыночных механизмов, развитие конкуренции и предпринимательства.

Однако программы «шоковой терапии», включавшие в себя меры рыночного характера, в том виде, как они изначально намечались правительством Е. Гайдара, осуществлялись до декабря 1992 г. 12 декабря того же года Седьмой съезд Народных депутатов России отправил в отставку и.о. премьер-министра Е. Гайдара. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В. Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено. Политика «шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы.

Таким образом, из вышеизложенного следует: во-первых, одним из важнейших условий становления новой экономической системы в России была политика «шоковой терапии»; во-вторых, правительство Е. Гайдара пошло на радикальный вариант экономических реформ, жесткую модель рыночных преобразований; в-третьих, основными направлениями «гайдаровских реформ» стали: либерализация цен , либерализация внешнеэкономической деятельности , приватизация, жесткая монетарная и финансовая политика.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс

С нового, 1992 года стартовала реализация программы перехода России к рыночной экономике под руководством правительства, во главе которого стоял Борис Ельцин (совмещал эту должность с президентской до июня 1992 г.), а главное, заместителя президента по вопросам экономической политики (затем первого заместителя и исполняющего обязанности председателя правительства) Егора Гайдара . В декабре 1992 года Гайдар под огнём критики был отправлен в отставку и заменён на Виктора Черномырдина . Но основа экономической системы, созданной им в 1992 году, сохранилась до наших дней.

Экономическое и идейное обоснование реформ

Экономический кризис в СССР начался в конце 1980-х годов. Тогда же в качестве способа выхода из кризиса стали предлагаться проекты перевода советской экономики на капиталистические рельсы. Это предусматривало не только отказ от государственного плана выпуска продукции и переход к рыночному ценообразованию, но и приватизацию многих предприятий государственного сектора. Стагнация в госсекторе в начале 1990-х годов стала очевидной, хотя до сих пор нет однозначного мнения о ее причинах: были они чисто экономическими или же еще и политическими.

Возможности для частного предпринимательства появились ещё при М. С. Горбачёве. Некоторые связывают экономические трудности последних лет существования СССР как раз с тем, что государственные предприятия начали продавать свою продукцию через частный сектор, который, ничего не производя, стал получать спекулятивную прибыль. Инфляция в последние два года правления Горбачёва заметно выросла, жизненный уровень большинства населения упал. Тогда же появились первые легальные советские миллионеры. [С-BLOCK]

Реформы Гайдара в целом продолжили ту линию, которая вырисовалась еще при Горбачёве, только они отличались радикальностью и проходили в ускоренном темпе. В обществе и в политических кругах тогда шла дискуссия о том, как провести явно назревшие преобразования. Наиболее известной программой (альтернативной гайдаровской) по переходу к капитализму были знаменитые «500 дней», подготовленные коллективом экономистов под руководством академика Станислава Шаталина и Григория Явлинского и предложенные ещё руководству СССР при Горбачёве в 1990 году. Этот проект был поддержан председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым и утвержден в сентябре 1990 года. Однако к его внедрению так и не приступили по политическим мотивам. Помимо того, что «500 дней» предусматривали реализацию в масштабе всего Советского Союза, у последнего руководства СССР явно отсутствовала политическая воля к претворению в жизнь непривычных планов. Ельцин с августа 1991 года взял курс на выход Российской Федерации из состава СССР, и к проекту «500 дней» больше не возвращались.

Ельцину, любившему решительные действия, явно импонировала готовность Гайдара провести масштабную экономическую модернизацию, не останавливаясь ни перед чем. До назначения в правительство Егор Гайдар заведовал экономическим блоком в ведущих изданиях КПСС - журнале «Коммунист» и газете «Правда». У него ещё в 1980-е годы сформировалось критическое отношение к экономическому учению Маркса и деятельности его советских последователей. Но его знакомство с альтернативными экономическими теориями было узким (иным оно не могло быть в советских условиях) и выборочным. В частности, впоследствии оппоненты ставили ему на вид, что он составлял свою программу по рецептам одного американского экономиста - Милтона Фридмана, известного своей монетаристской концепцией, которая к началу 1990-х годов превратилась уже в архаику. Гайдар же продолжал слепо следовать этой теории.

Ключевые реформы и их особенности

Основу преобразований составили: свободное рыночное ценообразование, приватизация госсектора, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и борьба с дефицитом госбюджета путём экономии на социальных расходах. Ключевым моментом стала либерализация цен на товары, объявленная 2 января 1992 года. В результате за один месяц средние розничные цены взлетели на 345%, а годовая инфляция составила 2500%. Розничный товарооборот за год упал вдвое, что наглядно показывало снижение покупательной способности большей части населения.

11 июня 1992 года Верховный Совет РФ принял государственную программу приватизации. Согласно ей, малые предприятия могли быть проданы в частные руки, а большие преобразовывались в акционерные общества открытого типа. Одновременно вводились так называемые ваучеры, которые каждый гражданин РФ мог приобрести у государства за 25 рублей, из расчёта один ваучер на одного человека. На ваучере была зафиксирована его номинальная стоимость - 10 000 рублей, т.е. та доля федерального имущества, которая приходилась на одного гражданина. Ваучеры были распропагандированы как возможность для каждого гражданина участвовать в приватизации госимущества. На самом же деле эти финансовые документы стали разновидностью акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. Их реальная рыночная стоимость была ничтожной, и большинство граждан просто сбывали их с рук. И сразу же появились спекулянты, которые в огромных количествах стали скупать их у населения. Несколько тысяч ваучеров в одних руках представляли уже собой реальную сумму, за которую можно было купить пакет акций предприятия.

Нововведения Гайдара положили начало формированию крупного частного сектора в экономике России, созданию больших корпораций со смешанным государственно-частным капиталом, резкому социальному расслоению и образованию класса бизнес-олигархов, тесно связанных с государственными органами и госзаказами. Короче, эти реформы заложили фундамент для социально-экономического строя современной России.

Положительные и отрицательные оценки

Ректор РАНХиГС Владимир Мау считает, что в спорах о значении предложенной Гайдаром экономической модели, стороны преимущественно отталкиваются от двух недоказуемых суждений: Гайдар развалил экономику и ограбил народ или экономика была развалена ещё коммунистами до Гайдара, а он построил ее заново. Понятно, что такие дискуссии ни к чему не приведут и прекратятся лишь тогда, когда сама эта экономическая модель по какой-то причине перестанет быть реальностью.

Конкретные претензии к Гайдару касаются происходившего при нём и после него, все 1990-е годы, реального падения производства (на 45% за десятилетие), а также того, что средний класс, который объявлялся основным заинтересованным в реформах, при Гайдаре так и не возник. Наоборот, большинство тех, кто по своим доходам мог быть причислен к этому классу в позднесоветское время и составить его основу в рыночных условиях, за период гайдаровских реформ скатились до разряда пауперов. Историк Ю. П. Бокарёв полагает, что реформа Гайдара имела такие последствия потому, что не учитывала реалий современного постиндустриального общества и не ставила своей задачей переход к нему, а вдохновлялась идеями, почерпнутыми из книг экономистов старой индустриальной эпохи. Бесплатную же приватизацию квартир ставить в заслугу Гайдару нельзя, ввиду того что закон об этом был принят Верховным Советом РФ ещё в июне 1991 года.

Указ Ельцина от 29 января 1992 года о полной свободе торговли смягчил негативные социальные последствия преобразований Гайдара. Граждане, едва сводившие концы с концами, получили возможность за счет продажи части имущества прокормить себя и семью в те тяжёлые годы.