Экономическая наука древней греции. Экономическая мысль древней греции и древнего рима. Экономическая мысль в Древней Греции

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

39. Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья

Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока :
– Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;
– Китай – Конфуций;
– Индия - трактат "Артхашастра".

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей.

Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

Индийский трактат "Артхашастра" (буквально – "наука о пользе, о практической жизни") – это собрание наставлений по вопросам управления государством.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" - попытка найти выход из экономических трудностей Афин.

Платон (428–347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":
– обязательным является наличие частной собственности;
– все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хремастику;
– деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
– человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Источники экономической мысли Средневековья:
– в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
– в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);
– в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала:
–к осознанному отношению к труду;
– борьбе с расточительством и жадностью;
– пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

Экономические воззрения Августина:
1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:
– деньги не могут порождать деньги;
– необходимо сословное деление общества;
– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
– признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:
– цену, которая сообразна издержкам;
– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" - попытка найти выход из экономических трудностей Афин.

Платон (428–347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":

– обязательным является наличие частной собственности;

– все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хремастику;

– деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;

– человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

28. Научная мысль средневековья: основные представители.

  1. Меркантилизм: основные черты.

ЧЕРТЫ МЕРКАНТИЛИЗМА

1. Отождествление богатства с деньгами

2. Производство рассматривали как средство отвлечения денег из оборота, то есть как негативное явление. Обращение главная сфера экономики, а производство игнорировалось.

3. Богатство может расти за счет военной добычи, захвата колоний и внешней торговли, поэтому политики все это претворяли в практику.

В связи с этим проводилась политика протекционизма защиты интересов национального капитала всеми возможными мерами:

1). высокие пошлины на ввоз готовой продукции и вывоз сырья;

2). низкие пошлины на вывоз готовой продукции и ввоз сырья;

3). многие другие ограничения на вывоз денег.

ЦЕЛЬ ТОРГОВОГО БАЛАНСА состоит в обеспечении активного торгового баланса: надо продавать больше и покупать меньше (“много продавать мало покупать"). Иначе, надо обеспечить превышение экспорта над импортом. Начали создавать таможни.

30. Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и

его экономическое учение.

Французская школа экономистов, основанная Француа Кенэ. источник богатства и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. "Чистый продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства, которые образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных владений после изъятия всех издержек". Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает только в земледелии. И на их стороне была сама очевидность, ибо нигде прирост продукции не демонстрируется столь наглядно, как в сфере животноводства и растениеводства. Представители: Тюрго,Мирабо, Летрон.

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в 8-6 вв. до н. э. полис? город-государство, представляющий собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государствееное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В 5 в. до н. э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа).Расцвет греческой экономической мысли пришелся на 4 в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. негражданами.

В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430 ? 355 гг. до н. э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение « О доходах », в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос » (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. В своих трудах «Домострой», «О доходах», высказывал мысль, где главной отраслью экономики считал земледелие. Он давал рекомендации по управлению хозяйством и руководству рабами. Ксенофонт является идеологом натурального хозяйства, поэтому к ремёслам, физическому труду относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданин полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, ? земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т. е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

Платон . Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении Платона (жившим в 427-347 гг. до н. э.; был учеником Сократа) - «Политика или государство» , социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. Автор обосновывает прирожденное неравенство людей, а именно деление на свободных и рабов, и считает такое деление данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, и поэтому разделение труда, обязанностей? естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: 1)философы (правители), 2)воины, 3)ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере? в сельском хозяйстве (земледельцы), ремесле, торговле (торговцы); рабы находятся вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач? управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. По мнению Платона, земледелие играет важную роль в экономике, но ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда? государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. К крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков - постыдной. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег? меру ценности (стоимости).

Аристотель . Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) - ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т. е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика» . Аристотель являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Экономические явления рассматривал с точки зрения наибольшей пользы, поэтому все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Все что расшатывало и разлагало хозяйство, он считал противодейственно и относил к хрематистике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами - соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Ростовщичество Аристотель считал « по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Именно он рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению. Рабы, по мнению Аристотеля, ? это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как от домашних животных. Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, а другие? рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым? если в рабов превращают греков.

Заслугой Аристотеля была попытка вникнуть в суть экономических явлений и вскрыть их закономерности, тем самым он положил начало экономическому анализу. И хотя он не смог объяснить происхождение и сущность денег, однако смог правильно связать их с развитием обмена, что положило начало рассмотрению функций денег как средство обращения и как мера стоимости. Заслуга Аристотеля в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов (одной из таких проблем являлась «справедливая цена»).

Впервые в истории человеческой цивилизации осмысление экономической жизни на достаточно высоком абстрактно-логическом уровне началось в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Мыслители Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель первыми пытались теоретически объяснить такие экономические явления, как товарно-денежные отношения, обмен, деньги. Предметом исследования античных авторов стала микроэкономика , то есть проблемы развития частного хозяйства. В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла, прежде всего, о богатстве не государства, а человека , которое трактовалось как предметы потребления. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Древнеримские авторы III-I вв. до н.э. обращали внимание, главным образом, на практические и правовые проблемы экономики. В трудах Катона, Варрона, Колумеллы рассматривались вопросы организации и управления рабовладельческой виллой. Проблемы частной собственности анализировались римскими юристами. Римское право как свод законов об имущественных отношениях стало основой последующего развития права частной собственности и юридической науки в европейских странах. И хотя в античный период экономические знания были частью философских, правовых систем античных философов, их экономические воззрения стали той основой, на которой в дальнейшем развивалась экономическая наука в рамках европейской цивилизации.

3.1. Экономическая мысль Древней Греции

Расцвет древнегреческой экономической мысли приходится на IV-III вв. до н.э. Этот период характеризуется кризисом сложившейся к тому времени полисной системы. Полисы - города-государства - это особая форма социально-экономической и политической организации античного общества, где коллективу свободных граждан противостоят рабы, а также чужеземцы (метеки). Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов. В экономике преобладало мелкое и среднее (парцеллярное) земледелие и землепользование, и мелкое ремесленное производство в городах. Потребности населения в основном удовлетворялись за счет собственного производства. Возникший товарообмен между ремеслом и земледелием не мог вовлечь значительных объемов продукции, большая часть которой потреблялась внутри хозяйства. Античные социумы в это время обнаруживают весьма резкую границу между товарным и нетоварным секторами хозяйства. Поскольку экономическая устойчивость в представлении общественных деятелей и ученых связывалась с самообеспечением полиса, характерным было критическое отношение к развитию товарного производства, особенно крупного.

В условиях кризиса полисной системы, особенно актуальными были вопросы, связанные с определением направления экономического развития, исследованием преимуществ и недостатков натурального и товарного хозяйства , частного и коллективногорабовладения, поиском эффективной формы организации хозяйства. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н.э.) - представитель аристократических кругов афинского полиса. Занимался сельским хозяйством и литературным трудом, философ, ученик Сократа.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в его сочинении «Ойкономикос» («Домострой» или «О домашнем хозяйстве»). Работа написана в принятой тогда форме беседы Сократа и рабовладельца Критобула и фактически представляет собой руководство для ведения рабовладельческого (домашнего, индивидуального) хозяйства.

Благодаря названию этой работы впервые в научном обороте появился терминэкономика (ойкономикос (греч.) представляет сочетание слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон), т.е. наука о ведении домашнего (индивидуального) хозяйства. Затем этот термин – экономика («экономия») применяется Аристотелем, который понимал под ним некий образ универсальных правил ведения хозяйства, следование которым может привести к приумножению богатства. Таким образом, в общей сумме человеческих знаний выделялся особый предмет исследований. Его смысл в дальнейшем будет меняться, но общее направление, заданное Ксенофонтом, сохранится в течение веков.

Ксенофонт писал, что «экономия» (экономика) – это наука, при помощи которой можно обогащать хозяйство. Богатство - это изобилие полезных вещей . Источником богатства и основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он определял как наиболее достойный вид деятельности. Ксенофонт восхвалял сельское хозяйство: земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считая их занятием, пригодным для рабов. Не включалась в разряд достойной деятельности свободного грека и торговля. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. По его мнению, разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение. «Домострой» содержит многочисленные советы рабовладельцам по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, применяя в их отношении суровые меры. Физический труд рассматривал как удел для рабов.

Ксенофонт одним из первых уделил внимание вопросам разделения труда , рассматривая его как естественное явление и важное условие производства полезных вещей. Он впервые указал на взаимосвязь между разделением труда и размерами рынка. По его мнению, от объема рынка зависело возникновение разнообразных профессий.

Ксенофонт, прежде всего, идеолог натурального хозяйства. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в производстве потребительных стоимостей. Вместе с тем, Ксенофонт считал полезным для хозяйства развитие торговли и денежного обращения . В них он видел один из источников обогащения, советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги в качестве средства обращения и накопления сокровищ, осуждая ростовщичество.

В «Домострое» наблюдаются также элементы анализа процесса ценообразования . Всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость ) и способность к обмену (меновая стоимость ). «Ценность есть нечто хорошее», которое зависит от полезности вещей, умения пользоваться ими. Тем самым в понимание ценности привносится субъективный момент. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Значительное место в истории экономической мысли Древней Греции занимает Платон (428-347 гг. до н.э.). Платон происходил из семьи афинской землевладельческой знати, ученый, философ. Он создал философскую систему объективного идеализма и свою философскую школу (Академию) в Афинах. Им написано много работ философского и социально-политического содержания. Проблемы экономического характера рассматривались им в сочинениях «Государство» и «Законы». В этих работах Платон создает проект нового идеального государства , наделяя его утопическими чертами .

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда . В нем он видел основной принцип построения государства . Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой человека. Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

Платон впервые высказал мысль о неизбежности деления населения государства (города) на две части: богатых и бедных. Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и поэтому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям. Это и будет справедливо. Деление на свободных и рабов Платон тоже толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) черни, состоящей из земледельцев, ремесленников, торговцев. Рабы не включаются ни в одно сословие и являются говорящим орудием труда. Первые два сословия не имеют право обладать какой-либособственностью, а их потребление должно носить коллективный характер. Собственность разрешается иметь только черни. В более поздней работе «Законы» собственность все же допускалась. Но она не должна была превышать четырехкратную стоимость земельных наделов, которыми в равной степени наделялись граждане.

Деньги у Платона должны выполнять лишь функцию средства обращения и обслуживать обмен. Необходимость обмена связывалась с естественным разделением труда. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Допускалась мелкая торговля. Однако, в целом, к торговле, особенно крупной, и к торговой прибыли Платон относился крайне отрицательно. Занятие торговлей для свободного грека он считал недостойным.

Платон категорически осуждал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен. Купцы вместе с ремесленниками и рабами должны были в идеальном государстве Платона обеспечивать удовлетворение потребностей первых двух сословий, т.е. создавался некий «аристократический коммунизм ».

Провозглашая государство верховным собственником земли, которое распределяет наделы, обеспечивает коллективное потребление, регулирует товарно-денежные отношения, Платон фактически воспроизводит архаические порядки олигархической Спарты и идеализирует натуральное хозяйство. Его экономические взгляды неотделимы от созданной им философской системы.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель - ученик Платона и участник его Академии, занимался педагогической и научной деятельностью. В 343 г. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца Александра Македонского. В 355 году он возвращается в Афины и основывает свою философскую школу (Лицей). Творчество Аристотеля весьма обширно и касается различных отраслей знаний. Экономические вопросы затрагивались им в работах «Никомахова этика», «Афинская политика», «Политика». В этих работах Аристотель впервые попытался систематизировать представления о закономерностях хозяйственного развития полиса. Он стремился найти средства для сохранения и укрепления экономики и общественного строя полисов. В первую очередь - это сохранение натурального рабовладельческого хозяйства. Деление людей на рабов и свободных воспринималось Аристотелем как естественное. Свобода – это привилегия эллинов. Рабы - особый вид говорящих орудий труда. Рабовладельцы заняты управлением, т.к. рабы не могут руководить. В целях взаимного самосохранения действует общий закон природы - господство и подчинение. Физический труд делает даже свободного человека подобным рабу. Назначение гражданина, по мнению Аристотеля, заключается в развитии собственного интеллекта и участии в государственной жизни, вся физическая работа выполняется рабами. Труд рабов - основной источник увеличения богатства.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию »- хозяйство ради самообеспечения и «хрематистику » - хозяйство с целью обогащения. По Аристотелю «экономия» (экономика) – это деятельность в рамках натурального хозяйства, связанная с производством потребительных стоимостей для удовлетворения необходимых потребностей. Понятие хрематистика (по-гречески «хремата» - деньги) означает искусство «делать деньги», это деятельность в сфере обращения, функционирования торгового и ростовщического капитала. Соответственно этим видам деятельности Аристотель установил два вида богатства естественное , как совокупность потребительских стоимостей и неестественное , как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие, ремесло, а также мелкую торговлю (то есть «экономику») и называл его естественным, поскольку оно направлено на удовлетворение необходимых потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями . Второй вид богатства (денежное богатство) Аристотель называет противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются . Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику - деятельность, направленную на денежное обогащение. Деньги в хрематистике служат средством увеличения богатства, то есть «употребляются не для того, для чего они были изобретены».

Деньги , по мнению Аристотеля, - это «вещь вполне условная ». Происхождение денег связывалось с развитием обмена . Аристотель доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки металла, и стали обслуживать обмен. В результате «по общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги – это «искусственная », т.е. созданная людьми вещь для удобства торговли. Аристотель фактически положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Признавал он за деньгами и функцию средства накопления, но считал ее противоестественной.

Аристотель выступал поборником натурального хозяйства и в то же время, будучи объективным ученым, исследовал товарный обмен. Он впервые ставит вопрос, который будет всегда волновать экономическую науку: чем определяется соотношение (пропорция) обмена двух товаров? Почему «два ложа обмениваются на одну колесницу»? Что стоит за данной ценовой пропорцией? По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. Соизмерение товарных ценностей осуществляется искусственным приемом, с помощью денег. Но Аристотель понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относится друг к другу как соизмеримые величины. Аристотель видит в обмене уравнение товарных стоимостей (ценностей) и упорно ищет некую общую абстрактную основу этого уравнения. Впервые Аристотель ставит проблему стоимости. Это обращение к сущности явлений стало проявлением высокого уровня теоретического анализа и послужило исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа и через много веков после Аристотеля.

3.2. Экономическая мысль Древнего Рима

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в III-I вв. до н.э. в Древнем Риме. В это время происходит переход от мелкого парцеллярного производства к крупному хозяйству рабовладельческого типа в результате концентрации земельной собственности в руках патрициев. Организация такого хозяйства усложнилась. Товарный сектор античной экономики расширился, потому что многие хозяйства были тесно связаны с рынком и имели возможность удовлетворять городской спрос, расширяя производство товарной продукции. Вопросы рациональной организации хозяйства рабовладельческой латифундии становятся особенно актуальными, как и проблемы повышения эффективности подневольного рабского труда.

Работ, исследовавших аграрные проблемы в то время, было достаточно много. Можно выделить трактат «О земледелии», написанный Марком Порцием Катоном (234-149 гг. до н.э.). Фактически этот трактат представляет собой руководство для хозяина среднего поместья. В нем Катон рекомендует «меньше проживать, больше наживать» и «продавать вообще все лишнее», хотя он был сторонником самообеспеченности хозяйства. Более того, он советует выделять самые доходные отрасли - отрасли специализации хозяйства. Так, на пригородных виллах он рекомендует возделывать виноград. Доход Катон стремился обеспечить за счет рабов , уделяя много внимания в своей работе организации их труда. Он требовал предельной загрузки и строгой регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон рекомендовал изнурять их трудом, поддерживать между ними ссоры. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен был хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, эффективность хозяйства ставилась Катоном в зависимость от целого ряда факторов, одним из которых была эффективность управленческого труда .

Проблема доходности хозяйства неизбежно влекла за собой проблему калькуляции издержек и оптимального соотношения используемых в производстве ресурсов. Он детально перечисляет необходимые в хозяйстве набор инструментов и предметов домашней утвари, вплоть до одежды рабов. Для получения высокой прибыли Катон советует «спокойно выжидать высоких цен ». Все советы Катона нацелены на обеспечение рентабельности рабовладельческой виллы, которую он определял рациональной организацией производства .

Другим известным экономистом-аграрником в Древнем Риме был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). До нас дошел его трактат «О сельском хозяйстве». Варрон, как и Катон, также посвящает свой трактат проблемам организации рабовладельческого труда и повышения его доходности. В качестве основного принципа отбора оптимального хозяйства, по Варрону, является качество самой земли . «Главное, - считает он, - знать, какова земля и для чего она хороша или не хороша».

Облик поместья у Варрона определяет агрокультура , а не размеры угодий и специализация, как полагал Катон. В отличие от Катона, Варрон признавал зависимость эффективности рабовладельческого хозяйства не только от его внутренней организации, но и от местоположения рынка . Имения будут доходными, если по соседству есть места, куда удобно вывозить и продавать продукцию и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства. В силу того, что трактат Варрона был написан уже после восстания под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.), автор призывает приспосабливаться и применять более гибкие меры принуждения по отношению к рабам, предоставлять им некоторые льготы. На крупных сельхозработах Варрон рекомендует использовать труд наемных рабочих, понимая преимущество наемного труда по сравнению даже со смягченными формами рабства.

В I в. до н.э. в организации рабовладельческого хозяйства наметились существенные изменения, в частности обозначился переход к применению труда колонов в земледелии. Труд колонов был производительнее труда раба. Перемены в организации сельскохозяйственного производства нашли прямое отражение в экономической мысли того времени.

Кризис рабовладения отразил в своем обширном трактате «О сельском хозяйстве» Юний Модерат Колумелла (I в. н.э). Он рисует картины крайнего упадка рабовладельческих латифундий и предлагает целую систему мероприятий для их перестройки. Колумелла ведетспор с теми, кто придает слишком большое значение площади или естественному плодородию земельного участка. По существу, Колумелла первым поставил проблему интенсивного пути развития хозяйства. Колумелла разработал систему искусственного удобрения почвы и предлагал не скупиться на проведение агротехнических опытов. Он предлагает реорганизацию рабского труда путем их специализации и считает, что «не стоит жалеть 8 тыс. сестерциев за опытного раба-виноградаря». Однако рабство переживало кризис, и уже никакие рецепты спасения существующей системы хозяйствования не могли сохранить его. Осознавая трудности перестройки, он сам, в конечном итоге, предложил сдавать землю в аренду свободным колонам. У колонов было больше стимулов работать производительнее. Процесс феодализации экономики Древнего Рима в I-III вв. до н.э. углублялся и продолжался вплоть до V века, когда Римская империя пала под натиском варваров.

Итак, рассмотрение экономических воззрений античных авторов показывает, что все они стремились увековечить естественное для их эпохи рабство. Вместе с тем древние мыслители в своих экскурсах в область товарного производства и обращения обнаруживают гениальность и оригинальность, в силу чего их взгляды исторически образуют теоретические исходные пункты последующих экономических исследований.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является предметом истории экономических учений? Какова основная проблема, которая исследуется в экономической науке?

2. Почему существует многообразие теорий? Существуют ли абсолютно верные экономические теории?

3. Почему предметом изучения в древневосточной экономической мысли была макроэкономика?

5. Какие функции возлагались на государство согласно древневосточным документам?

6. Какова связь предмета экономической мысли античного общества с социально-экономическим развитием того периода?

7. Приведите примеры теоретического подхода древнегреческих мыслителей к экономическим проблемам. В чем состоит понимание богатства, разделения труда, товара и денег у древнегреческих авторов?

8. Какие проблемы рассматривали древнеримские авторы? Каковы их рекомендации по организации частного хозяйства?

Введение

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов). Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство.

Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более поздним государствам.

Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.

Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции.

Задачи данного реферата:

· охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;

· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;

· проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.

Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком .

Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий .

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Он положил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю и относил её к экономике .

Представляет интерес то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

2.Этапы экономического развития и роль государства в экономике Древней Греции

2.1. Древняя Греция в XI-VI вв. до н.э.

Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств.

Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей;

Оформление полиса как особого типа общины.

Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремёсел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством;

Торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремёсел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов .

2.2. Греческая экономика классического периода

(V-IV вв. до н.э.)

Согласно древнеисторических сведений Vв. до н. э. - время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль сыграла победа в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.), превратившая Афины в ведущее государство греческого мира. Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431-404 до н. э.) между извечными противниками - Афинами и Спартой, ускорившей развитие товарно-денежных отношений и способствовавшей началу кризиса полиса в IV в. до н. э.

Основной отраслью Греции по-прежнему оставалось сельское хозяйство: в экономики им было занято большинство населения. Процессы, начавшиеся в сельском хозяйстве в VIII-VI вв. до н. э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарность производства, углубляется региональная специализация (например, греческие полисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись поставщиками зерновых, Афины - оливкового масла, острова Хиос и Фасос - вина и т. д.). Однако полностью натуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательным как для отдельных людей, так и для полисов оставался принцип автаркии - независимости от окружающего мира, политической и экономической самостоятельности, самообеспеченности. Правда, в отличие от архаической эпохи, в V в. до н. э. признается, что все необходимое полису может быть обеспечено с помощью торговли.

В связи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда, развитием, торговли в греческом ремесле в V в. до н. э. происходит расширение производства, углубляется разделение труда. Особенно активно развиваются отрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики.

Еще большее значение, чем в предшествующую эпоху, приобретает внешняя морская торговля. При этом греки, не пренебрегая посредничеством, широко вывозили свою сельскохозяйственную и особенно высококачественную ремесленную продукцию.

Основными статьями экспорта в другие страны являлись оливковое масло, вино, металлические изделия, керамика. В Грецию ввозили преимущественно продукты питания (особенно зерно, соленую рыбу), рабов, различные виды сырья (железо, медь, лес, смолу, меха, кожу, лен, слоновую кость и т. д.). В торговле отдельных греческих полисов друг с другом преобладали ремесленные изделия, на производстве которых специализировалась та или иная область. Основными центрами греческой внешней торговли являлись Афины, Милет, Коринф .

Внутренняя торговля в греческих полисах была развита гораздо слабее. На городской рынок в основном приезжали крестьяне из окрестных деревень и продавали сельскохозяйственную продукцию в обмен на ремесленную.

В большинстве греческих полисов не существовало организованного, приносившего постоянный и значительный доход государственного хозяйства, не было прямого налогообложения граждан. Отсутствие стабильного источника пополнения государственной казны отчасти компенсировалось добровольными пожертвованиями и литургиями - налогами с богатых граждан на нужды государства. В период войн со всех граждан взимался чрезвычайный военный налог - эйсфора.

Снабжение хлебом было важнейшим вопросом экономической политики большинства греческих полисов. В конце Vв. до н. э. во многих полисах из наиболее богатых граждан избирались комиссии по закупке и распределению хлеба между гражданами. Подобное регулирование в ряде случаев касалось также строительных материалов, дров, льна, масла и т. д.

Для поддержания порядка на внутренних рынках во многих полисах назначались особые должностные лица, которые взимали пошлины, следили за качеством продуктов, правильностью мер и весов.

В настоящее время IVв. до н. э. рассматривается как период кризиса классического греческого полиса. Проявлениями кризиса традиционной полисной структуры в первую очередь были изменения в земельных отношениях. С конца Vв. до н. э. очень широко распространяются сделки купли-продажи земли, которая в IVв. до н. э, рассматривается уже не как основа жизни гражданина, а как один из источников дохода. Кроме того, в IV в. до н. э. все чаще нарушается исключительное право граждан на владение землей - отличившимся какими-либо заслугами метекам предоставляются привилегии, в том числе возможность приобретения земли и дома. Помимо этого с конца Vв. до н. э. распространяется аренда частных владений, а поскольку обработка чужой земли считалась позорной для гражданина, арендаторами становятся в основном метеки и вольноотпущенники. Таким образом, негражданское население проникает в сферу земледелия, ранее практически закрытую для него.

Наряду с этим многие граждане начинают заниматься более прибыльными, чем земледелие, видами деятельности, ранее считавшимися недостойными гражданина: морской торговлей, процентными ссудами, разработкой рудников и т. д.

Все это, а также бурное развитие ремесла и торговли, которыми в основном занимались метеки, объективно приводит к усилению роли свободного негражданского населения в экономике, социально-политической жизни полиса, к постепенному разрушению традиционной полисной структуры; главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе.

Кризис греческого полиса в IVв, до н. э. не был связан с экономическим упадком. Кризисные явления тесно связаны с развитием товарно-денежных отношений, стремлением к обогащению, развитием межполисных экономических связей. Именно эти процессы способствовали ослаблению тесной связи между гражданином и его полисом, создавали предпосылки для развития противоречий между частными и государственными интересами, для столкновения различных социальных групп внутри гражданского коллектива .

2.3. Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)

Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IVв. до н. э. крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.

Как известно, государство Александра Македонского после его смерти распалась на ряд государств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династия Птолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия и Месопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих, эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, и культурной сфер.

Также важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между древними греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле.

В этот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученый Архимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовую водочерпательную машину и многое другое.

В эпоху эллинизма центр экономической жизни переместился из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов. Крупными торговыми и ремесленными центрами были Александрия, Пергам на северо-западе Малой Азии, Аитиохия на реке Оронт в Сирии, Селевкия на реке Тигр в Месопотамии и др. В III- II вв. до н. э. эллинистические полисы переживали эпоху расцвета .

Города являлись административными единицами, в большинстве случаев в них сохранялись органы самоуправления, к ним приписывались земли, находящиеся в собственности города и частных лиц. Остальной земельный фонд считался государственным: существовали собственно царские земли, а также земли, пожалованные приближенным царя, храмам, переданные в держание воинам.

В эллинистических государствах постепенно распространялось классическое рабство, однако наряду с ним существовало характерное для восточной экономики долговое рабство. В сельском хозяйстве количество рабов увеличилось, но в основном земля обрабатывалась членами сельских общин, находящимися в той или иной степени зависимости от государства. В ремесле наряду с частными существовали мастерские, работники которых также зависели от государства.

3. Организация производства Древней Греции

В VIII-VIвв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства - начинает формироваться рабство классического типа, к Vв. до н. э. принявшее повсеместный характер. Этот процесс был связан с развитием товарного производства. Войны, пиратство, торговля рабами (основные источники рабства) обеспечили резкое увеличение количества рабов. В V в. до н. э. рабы используются во всех сферах производства, становятся основной рабочей силой и окончательно лишаются всех прав. Особенно активно труд рабов применялся в ремесленных мастерских - эргастериях. Среди ремесленных мастерских преобладали мелкие (от двух до десяти рабов), однако существовали и довольно крупные эргастерии, в которых использовался труд примерно 50-100 рабов. Особенно масштабным было применение рабского труда в горном деле .

В сельском хозяйстве Греции рабский труд играл сравнительно небольшую роль, что связано с двумя основными факторами: при выращивании и разведении трудоемких культур (винограда, олив, овощей) было невыгодно широко использовать низко производительный труд рабов, а преобладание средних и мелких крестьянских хозяйств исключало широкомасштабное применение рабского труда. Греческие крестьяне, как правило, всей семьей обрабатывали землю, используя в качестве вспомогательного, труд 1-7 рабов; применялся также наемный труд, особенно во время сезонных работ.

Очень активно рабы использовались как домашняя прислуга, секретари и пр. Рабов могли сдавать в аренду, некоторых отпускали на оброк. В таких случаях раб мог завести свою мастерскую, наняться на какую-либо работу; хозяин в его жизнь не вмешивался. Наряду с частными существовали и государственные рабы, например, в Афинах они несли полицейскую службу, замещали мелкие должности в городской администрации: секретари, писцы, судебные приставы и пр.

4. Денежные отношения в Древней Греции

На рубеже II-I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII-VIвв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции, существовали две основные монетные системы - эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант - весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине - 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм - серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский - на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах - Коринфе и Афинах .

В архаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

В Vв. до н. э. чеканка монеты охватывает весь греческий мир, в это время начинается чеканка бронзовой мелкой разменной монеты. Правом чеканить собственную монету пользовались все независимые греческие полисы, поэтому неудивительно, что развитие торговли в V в. до н. э. вызвало к жизни особую профессию менял. Постепенно меняльные лавки начинают выполнять некоторые функции, свойственные банкам: хранение денег, перевод различных сумм со счета одного клиента на счет другого, выдача денежных ссуд. Обычный ссудный процент под залог земли, городского дома составлял порядка 15%, процент по морским кредитам (под более ненадежный залог кораблей и товаров) мог превышать 30%.Менялы выполняли также некоторые функции нотариальных контор - у них заключались сделки, составлялись купчие, хранились документы.

Заключение

Гомеровский период Древней Греции характеризуется господством натурального хозяйство, при этом скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. В дальнейшем на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Рабство еще не получает широкого распространения.

Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена.

В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство.

В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация, причины которой следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле, стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба.

В VIII-VIвв. до н. э. шло формирование полисов античной формы собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.

В классический период основной чертой экономического развития стало господство полисов и распространения в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.

В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства. 30-35% от общего населения составляли рабы.

Новыми явлениями в V в. до н. э. стали повышение товарности сельского хозяйства, и региональная специализация.

В период IV-I вв. до н.э. происходит дробление Греции на несколько эллинистических государств, где происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов. Обмен опытом между греками и восточными народами сыграл важную роль в экономическом развитии. Увеличился рост товарности и торгового оборота.

Центр экономической жизни перемещается из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов.

Также этот период характеризовался значительным развитием науки и техники, распространением классического и характерного для восточной экономики долгового рабства.

Таким образом, в Греции сложился новый тип экономики, весьма отличный от экономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивный, товарный, при сохранении натуральной основы. Он потребовал значительных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создал очень благоприятные условия для самого существования греческого общества, а также развития греческой культуры.

Изучение экономики Древней Греции в данной работе позволяет увидеть, какую роль играет экономическая наука в развитии такой мощной цивилизации, и, несомненно, изучение достоинств и недостатков поможет лучше разобраться в экономике сегодняшнего дня.

Список литературы

1. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2000. - 386с.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.

3. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с.

4. Бор М.З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис, 1998. - 427с.

5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.: Россмэн, 2001. - 298с.

6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.

7. История экономических учений: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.П. Гуровой, С.Л. Сазановой. - Ульяновск: Мозаика, 2001. - 100с.

8. Курс экономической теории:Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2002. - 468с.

9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2007. - 454с.

10. Фишер С. Экономика. - М.: Дело, 1998. - 278с.