Экономическая школа выступающая против регулирования государством экономики. Современные школы экономической мысли о государственном регулировании экономики. Физиократы о ГР

2 Экономические школы о государственном регулировании экономики

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец – сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами.

Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.

Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам. В соответствии с классическим подходом государство должно:

1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;

2. Обеспечивать правосудие;

3. Создавать и содержать общественные учреждения.

В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом . Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.

В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией .

В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег .

Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы.

Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.

Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы .


экономические положения, на которые мы можем опираться в долгосрочном социально-экономическом развитии. Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной системы государственного регулирования экономики России как фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной научной и практической...

Экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. Государственное регулирование экономики осуществляется посредством административных и экономических методов. Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего...



Строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые или не аккумулируемые в бюджете. налог бюджет государственный 1.3 Понятие и виды налоговой политики Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства (регулирования) в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий...

И воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современ­ным условиям хозяйствования. 1.2. Цели и формы государственного регулирования. Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Моск­ву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной...

Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития.

Это можно проследить на различных экономических школах.

Экономическая политика государства в период первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы торгового капитала и промышленности (тогда они были соединены).

Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой - меркантилизмом (фр. mercantilisme; ит.mercante - торговец, купец). Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и Франции. Наиболее выдающийся представитель этой школы - А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.).

Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря - торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли - физиократизм(rp.philsis - природа + kratos - власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ - "Экономическая таблица" (1758 г.).

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества.

В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"- (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

Лучший вариант для государства - это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своимпутем) - невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be - пусть все идет как идет. Поскольку главным регулятором экономики, по А.Смиту, выступает рынок,следовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общаятеория занятости, процента и денег" - (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ - кейнсианства.Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что цены, процентные ставки, а в основном - заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро - как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата.

В отличие от классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

В чисто рыночной экономике нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту ВНП. Поэтому"...нашей конечной целью, - писал он, - может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем". Кейнсианцысчитали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.

К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость.

Рассматривая экономические инструменты регулирования совокупного спроса - денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.

Монетаризм (англ. money - деньги; monetari - денежный). Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии МилтонФридмен (чикагская школа) "Контрреволюция в монетарной теории" - 1970 г., "Деньги и экономический рост" - 1973 г.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности,монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристыотводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизмаденежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцамипоказывает:

1) монетаристы считают, что изменение денежного предложения, т.е. денежной массы, непосредственно воздействует на совокупный спрос и затем - на объем производства в стране;

2) кейнсианцы в своем механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитнаяполитика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами - принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведенииденежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

Регулирование количества денег в обращении;

Регулирование банковских резервов;

Регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

Регулирование ставкой процента и т.д.

Суть монетаризма можно свести к двум основополагающимтезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3-5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

В истории развития мировой цивилизации известны разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм.

Все современные школы можно условно разделить на две группы: школы, которые выступали за активное вмешательство государства в экономику, и школы, отводившие государству очень незначительную роль.

Меркантилизм. Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди английских экономистов 16 века, суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Они стоят за поддержку торговли и ремесел. Источником притока богатства, средством умножения денег служит внешняя торговля.

Классическая теория невмешательства в экономику. Важной ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство". Одна из главных идей Смита - идея о «невидимой руке», которая направляет ход экономического развития в нужном направлении.

В соответствии с классическим подходом государство должно заниматься лишь обеспечением безопасности жизни человека и защитой его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А.Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное, по мнению классиков, заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Марксизм - экономическая теория, основывающаяся частично на представлениях классиков и решающая задачи коренного переустройства системы экономических отношений капитализма на пути:

· ликвидации частной собственности на средства производства;

· введения новой системы распределения продукции в соответствии с трудовой теорией стоимости;

· осуществления системы государственного регулирования в форме директивного планирования экономического развития исходя из поставленных целей и задач, сформулированных заранее.

К.Маркс впервые поставил проблему достижения общего экономического равновесия в экономике на пути построения схем воспроизводства, в которых выясняются условия сбалансированности при простом и расширенном воспроизводстве. Маркс создал основополагающую схему взаимосвязей между отраслями, которая может рассматриваться как прообраз идей межотраслевого баланса.

Неоклассическая школа не отрицает необходимостигосударственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).

В основу монетаристского подхода , существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.

Принцип экономического равновесия - один из определяющих положений неоклассиков. Равновесие в экономике имеет многообразный характер. Это и равновесие спроса и предложения, это и равновесие производственных ресурсов, это и равновесие финансовых показателей.

На теорию общего экономического равновесия опираются исследования динамики экономического роста, разработка концепции благосостояния населения, построение системы межотраслевых связей.

Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е года 20 века. После глубочайшего спада экономики США Дж.Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Дж.Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые действительно обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Заслуга Дж.Кейнса состоит в том, что он разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он предложил способы корректировки рыночного механизма с помощью государственного макроэкономического регулирования, ввел в арсенал экономической науки новые методологические подходы: обосновал роль мультипликационного эффекта, кредитной политики. При этом Дж.Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

Кейнс предлагал несколько инструментов воздействия. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Модель государственного регулирования, предложенная Дж.Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, которые создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

В 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неокейнсианцы - сторонники экономической теории Дж.Кейнса, которые считают, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов не только на стороне спроса, но одновременно и бюджетно-налогового регулирования.

Множественность в теоретических представлениях относительно роли государства в экономике обусловлена прежде всего отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлений, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений о происходящих в экономике процессах.

Отсутствие единой и целостной теории экономики не позволяет обоснованно подойти к оценке роли и прогнозированию реально наблюдаемых явлений и процессов.

Применение методов государственного регулирования экономики должно опираться на всю систему экономических теорий, поскольку каждая из них была вызвана к жизни какой-то важной проблемой (явлением) и сохраняет свою актуальность и поныне.

Система экономической политики

Условия возникновения: первичное накопление капитала под эгидой государства (16-17 вв.), активная колониальная политика.

Протекционизм – защита отечественного производителя (мануфактуры) и торговли.

Поле конкуренции - внешняя торговля.

    Физиократы о ГР

17-18 В. - государство не должно вмешиваться в управление экономикой.

Первая экономическая доктрина, требующая свободу, торговли, прежде всего. Земля – единственный источник и фактор производства и богатства. Регулирование в пользу сельского хозяйства.

Разработали теорию денежного обращения и торговли.

Полагали, что в жизни общества господствует некий естественный порядок, который необходимо определить и не нарушать. Главная забота государства – защита естественного права. В основе которого частная собственность.

Физиократы утверждали, что экономические законы так же естественны, как законы природы, их не нужно придумывать, их надо познавать и им подчиняться. В противовес меркантилистам физиократы отвергали гос.регулирование экономической жизни. Они выдвинули лозунг (Пусть идет, как идет). Роль государства, считали физиократы, сводится к охране свободы и собственности.

Физиократы отвергли необходимость гос.регулирования внешней и внутренней торговли и призывали правительство содействовать развитию сельского хозяйства. Они выступали за свободный механизм хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции. Принцип свободы экон.деятельности становится основополагающим у физиократов. Они отводили государству такие функции, как, сохранение естественного порядка, организация предприятий общественного характера, фискальную функция сбора налогов (основную функцию сбора налогов).

Основные представители: Франсуа Кенэ; А.Тюрго

Франсуа Кенэ – в экономической жизни участвуют три класса:

    Производительный (те кто обрабатывают землю, крестьяне-арендаторы)

    Класс собственников земли (король, дворянство, духовенство)

    Непроизводительный «бесплодный» (те, кто связан с промышленном производством: ремесленники, предприниматели, наемные рабочие, торговцы)

Кенэ показал, как в национальной экономике движутся товарные и денежные потоки между классами, в результате чего земледельцы производят питания для всех классов, сырье для промышленности, семена для следующего года. Полученный чистый продукт они передают собственникам земли в виде рента. Теоретическая концепция Кенэ была основой политических требований физиократов. Они считали, что поскольку весь чистый доход доставляется классу собственников, то нужно ввести с этого дохода и взимать его с земли собственников.

Дальнейшее развитие теория физиократов получила в творчестве и деятельности А.Тюрго – он попытался осуществить налоговые реформы, сократить расходы на содержание двора. Как и все физиократы, он выступал за свободу торговли, свободу ценообразования.

17-18 вв.- государство не должно вмешиваться в управление экономикой.

Первая экономическая доктрина

Земля - единственный источник и фактор производства и богатства, дающий излишек валового дохода над издержками производства.

Противопоставляли сельхоз-во торговле и обрабатывающей пром-ти.

Первая макроэкономическая схема потока продуктов. Регулирование в пользу сельского хозяйства.

Разработали теорию денежного обращения и торговли.

В жизни общества господствует некий естественный порядок, который необходимо определить и не нарушать.

    Классическая школа политэкономии о ГР

Классическая школа политэкономии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала.

За ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь «А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы”

Основные представители: А.Смита, Д.Рикардо

Основными принципами классической школы, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его «экономический человек» и «невидимая рука» убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества. Выделим характерные признаки классической школы:

Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно- следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.

Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

Деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

Ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

Ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

Создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.